Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что такое электронная подпись
- Как создать простую электронную подпись
- Как бесплатно получить неквалифицированную цифровую подпись
- В чем преимущества квалифицированной цифровой подписи
Современный мир стремится к сбережению ресурсов времени и сил, имея в арсенале бурно развивающиеся технологии. Даже такие серьезные вещи, как документооборот, переходят по этой причине из традиционных форм в удобные электронные. Однако важность удостоверяющего скрепления никто не отменял; эта потребность была реализована в электронной подписи. Наша статья познакомит вас с данным изобретением и расскажет, как создать электронную подпись самостоятельно.
Что понимается под электронной подписью
Электронная подпись являет собой не материальный предмет (как, например, обычная печать или факсимиле), а цифровой реквизит документации, который подтверждает принадлежность ЭЦП своему владельцу. Кроме того, ЭЦП фиксирует состояние данных в документе (присутствуют изменения или нет) с того момента, когда он был подписан.
Логичное сокращение для электронной подписи – ЭП, но в ходу держится и весьма устаревший вариант – ЭЦП (электронно-цифровая подпись). Такое написание более унифицирует предмет, например, когда нужно создать запрос в поисковую систему – в то время как «ЭП» может обозначать хоть электрическую плиту, хоть электровоз пассажирский.
Различают 3 основных типа электронной подписи:
- Простая ЭЦП. Распространена в обычной жизни, многие ею пользуются едва ли не ежедневно. Имеется в виду, например, подтверждение платежа, когда он проводится в Интернете при помощи банковской карты. Чтобы это осуществить, нужно ввести числовой код, отправляемый в сообщении на тот номер телефона, который к применяемой карте привязан.
- Неквалифицированная ЭЦП. Используется не в повседневности, а в электронных документах, например, отправляемых в различные государственные учреждения. Создать ее можно через удостоверяющий центр, уровень защищенности будет ограниченным.
- Квалифицированная ЭЦП для физического лица представляет полноценный аналог его личной подписи. С ее помощью можно заверять документы. Юридическое лицо может создать такую форму подтверждения и заменить ею свою печать. С помощью ЭЦП доступна быстрая и удобная отправка документации в различные инстанции без физического присутствия.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Возможности электронной подписи
Благодаря возможности создать ЭП физические лица способны удаленно решать различные вопросы с государственными службами, обращаться к учебным, медицинским и другим информационным системам.
Организации получают возможность электронного ведения всей документации, при этом сохраняя ее действительность и значимость в юридическом плане, а также участвовать в электронных торгах и предоставлять отчетность в соответствующие инстанции.
Как самостоятельно создать электронную подпись
Личную электронную подпись можно создать в документе стандартного пакета Microsoft Office (в частности, Word). Алгоритм построения подписи будет следующий:
- Установите курсор в то место документа, где должно быть заверение.
- В меню «Вставка» выберите «Строка подписи Microsoft Office».
- Откроется диалоговое окно. Заполните необходимые поля. Нажмите «ОК».
- Подпись подготовлена, будет иметь примерно такой вид:
Создать файл электронной подписи можно и другим путем – через меню «Файл». Для этого необходимо выполнить такую последовательность команд: Файл/Сведения/Защита документа/Добавить цифровую подпись. В открывшемся диалоговом окне заполните нужные поля аналогично примеру выше.
Отметим, что подлинность подписи, которую решили создать данным путем, трудно будет проверить. По этой причине нередко обращаются к специальным средствам, таким как программное обеспечение (ПО) «Карма».
ПО «Карма» – это недорогой криптографический продукт отечественного производства. Он может создать подпись, которая будет применяться в системах различного уровня:
- электронный документооборот (юридически значимый);
- управленческий документооборот;
- платформа 1С;
- электронные письма;
- файлы с открытием через проводник Windows;
- другое.
Данный софт позволяет скреплять документ графическим изображением подписи и печати (получается электронный вариант факсимиле). В итоге документы, отображающиеся на экранах различных устройств и доступные к отправке по Сети, почти не отличаются от привычных бумажных.
Отправляя такой документ, вы можете создать и добавить к нему дополнительно стикер, в котором поместите примечание или поручение для получателя. Интерфейс софта выстроен таким образом, что понятен на интуитивном уровне даже неподготовленному пользователю. Специальных умений в работе не требуется.
Тем не менее подпись, которую можно создать через такое ПО, не подойдет для отправки отчетности в Федеральную налоговую службу или же использования на портале gosuslugi.ru
Как бесплатно создать неквалифицированную электронную подпись физическому лицу
Неквалифицированная ЭЦП подходит для таких документов, которые в своем бумажном исполнении не потребовали бы печати. К ним относятся:
- налоговые декларации;
- другие разделы бухгалтерской документации;
- определенные виды договоров.
Такая подпись допускает, чтобы сертификат был от неаккредитованного удостоверяющего центра, где ЭЦП и можно создать.
Для решения налоговых вопросов существует возможность оформить отдельную (усиленную) неквалифицированную ЭЦП. Как создать электронную подпись в личном кабинете налогоплательщика? Потребуется выполнить следующие действия:
- Открыть официальный сайт ФНС.
- Ввести логин и пароль (если у вас их нет, следует получить в налоговой службе – либо же войти через портал gosuslugi.ru).
- Найти раздел «Профиль», в котором выбрать «Получение сертификата ключа…».
- Оформить соответствующий запрос.
Выполнив эти шаги, вы получите ключ усиленной неквалифицированной электронной подписи по прошествии всего нескольких минут.
Важное примечание: приведенным выше способом вы можете создать специальную электронную подпись для налоговой инспекции; соответственно, подойдет такая ЭЦП только для выполнения налоговых операций. Если же вам нужно подтвердить другие юридически значимые документы, неквалифицированную ЭЦП понадобится создать в специальном удостоверяющем центре.
В чем поможет сертификат подписи такого типа? Особенно часто он используется для предоставления налоговых деклараций в электронном виде. Физические лица, к примеру, обозначают в них размер дохода от продажи квартиры или предоставления ее в аренду. Может пригодиться такая ЭЦП и для работы в формате фриланса – занятости на краткосрочных проектах.
Преимущества создания квалифицированной электронной подписи
Что общего у квалифицированной и неквалифицированной ЭЦП?
- Дают возможность отследить изменения в документах после подписания.
- Имеют некоторый уровень защищенности благодаря электронным ключам.
- В случае применения любого из этих двух видов подписи документ будет равносилен бумажному.
Квалифицированная ЭЦП наиболее распространена, активно используется и организациями, и индивидуальными предпринимателями. В чем ее преимущества перед другими видами – простой (ПЭП) и неквалифицированной (НЭП) электронной подписью?
Квалифицированную электронную подпись (КЭП) самой доступной не назовешь, но простота получения не всегда определяет комфорт и надежность в использовании. Доступнее всех простая электронная подпись, которая работает через систему паролей, кодов и других механизмов для подтверждения личности пользователя. Чаще всего применяется схема «логин-пароль», несколько реже используются одноразовые пароли. ПЭП позволяет установить личность того, кто подписывает документ, но не дает возможности отследить последующие изменения в нем.
Сфера деятельности ПЭП тоже весьма ограниченна – она может пригодиться при обращении в госструктуры, к частному лицу либо в органы местного самоуправления. Однако при обращении в государственные инстанции документ с такой подписью не будет равен по силе бумажному.
Если у вас более широкий список деловой активности, лучше получить другой тип ЭЦП, выбрав между квалифицированной и неквалифицированной формами.
Оба эти вида подписи работают через криптографическое преобразование информации и позволяют как установить личность подписанта, так и проконтролировать последующие изменения в документе. Защищаются двумя ключами: закрытым (хранится на специальном устройстве токен) и открытым, который доступен другим для проверки подписи.
В чем же состоят различия квалифицированной и неквалифицированной ЭЦП? В первую очередь, у них разная процедура получения сертификата. Это важный аспект, который определяет функциональные возможности подписи.
Неквалифицированную ЭЦП можно создать на основе сертификатов из неаккредитованных центров. Сейчас есть и такие технологии, которые вообще не подразумевают сертификат – подпись, полученная с их помощью, тоже будет применимой (если соблюдены все требования закона). Неквалифицированная ЭЦП подходит для многих деловых отношений. Исключение составляют ситуации, когда нормативным актом или предварительным соглашением определено иное.
Если создать квалифицированную ЭЦП, она позволит решать вопросы максимального круга деловых отношений, включая государственные информационные системы или электронные площадки. Документ с такой подписью равносилен бумажному аналогу.
Сертификат на квалифицированную электронную подпись выдается только аккредитованным при Минкомсвязи РФ удостоверяющим центром. Средства криптозащиты ЭЦП такого вида (программное и аппаратное, или токен) сертифицируются ФСБ России.
Квалифицированная ЭЦП при своих широких возможностях применения позволяет:
- установить личность подписанта;
- зафиксировать и отследить изменения документа, где была проставлена такая ЭЦП;
- предоставить максимальную защиту подписи как таковой и личной информации владельца.
Как создать квалифицированную электронную подпись
Квалифицированный сертификат ЭЦП представляет собой подтверждение ее подлинности; создать его можно при помощи ресурсов удостоверяющего центра.
Сертификат содержит следующие данные: уникальный номер, фамилия, имя и отчество владельца, срок действия. Если владелец сертификата – организация, будет указан ее адрес.
Помимо этого, обозначаются ключ, которым КЭП может быть проверена, точные наименования ее средств, адрес удостоверяющего центра (аккредитованного). Могут быть отмечены ограничения в использовании сертификата (при их наличии).
Для права выдавать сертификаты электронной подписи удостоверяющий центр должен иметь не только аккредитацию, но и одобренные службами безопасности средства для создания ЭЦП.
Многих пользователей интересует, как создать квалифицированную электронную подпись онлайн. К сожалению, это невозможно. Поскольку данная ЭЦП обладает максимальной защищенностью, необходимо совершить личный визит в удостоверяющий центр. Там клиенту понадобится предъявить свой паспорт и заполнить заявку по специальной форме. Представитель юридического лица должен иметь при себе пакет учредительных документов.
Если личный сертификат электронной подписи необходимо создать для участия в электронных торгах, требуется взять с собой выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно), давность ее не должна превышать полгода.
К данному набору документов остается приложить СНИЛС и доверенность на получение ЭЦП (для случаев, когда вместо вас получать ее будет представитель).
Изготовление вашей электронной подписи займет порядка двух дней (в разных удостоверяющих центрах этот параметр может отличаться). По готовности вам предоставят ключ электронной подписи (специальная последовательность символов) и ключ для проверки этих данных.
Помимо того, как создать квалифицированную ЭЦП, необходимо знать, как ее правильно использовать. Прежде всего, применяйте данную подпись только в тех сферах, которые представлены в приложенном сертификате. Позаботьтесь и о конфиденциальности своего ключа – здесь вам помогут консультацией сотрудники удостоверяющего центра.
Если произошла потеря конфиденциальности ключа ЭЦП, нужно безотлагательно оповестить об этом удостоверяющий центр, а также все стороны документооборота, в котором использовалась данная подпись.
Подпись запрещается применять, если ее сертификат был приостановлен в действии либо аннулирован. Если у вас появляются вопросы или затруднения, лучше обратитесь к своему удостоверяющему центру.
Во сколько обойдется создание электронной подписи
Перед тем как создать ЭЦП, не забудьте уточнить у сотрудников удостоверяющего центра, какова стоимость данной услуги. Ценовая политика в этом секторе рынка весьма неоднородна.
Самые доступные предложения начинаются от 1000 рублей. Если создать ЭЦП нужно индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, цена будет выше примерно в 2-3 раза. Наиболее дорого обойдется такая услуга в удостоверяющих центрах Москвы и Московской области: создать ключ электронной подписи с записью на специальный носитель (токен) получится приблизительно за 12–15 тыс. руб.
Тем не менее изучите предложение получше, прежде чем сделать выбор. Например, тарифы с более высокой стоимостью, как правило, включают стартовую настройку оборудования и консультативную поддержку. Вдобавок туда может входить лицензия «КриптоПро CSP» – программы, которая открывает доступ к наиболее широкому спектру возможностей при работе с ЭЦП в России.
Получить расчетэкономии