Вопросы, рассмотренные в материале:
- Кто может стать объектом выездной налоговой проверки
- Как проходит подготовка к выездной налоговой проверке
- Какие документы предоставляются в рамках выездной налоговой проверки
- Каковы сроки проведения выездной налоговой проверки
Начисление и уплата налогов юридическими лицами согласно гл. 14 Налогового кодекса РФ контролируется фискальной службой и осуществляется в виде камеральной либо же выездной проверки. Такие проверки позволяют отследить, соблюдают ли организации (плательщики налогов и сборов или налоговые агенты) соответствующее законодательство (п. 2 ст. 87 Налогового кодекса РФ). Поговорим об особенностях выездной налоговой проверки.
Особенности и порядок проведения выездной налоговой проверки: общая информация
Выездная налоговая проверка осуществляется в согласии со ст. 89 Налогового кодекса РФ и проходит на территории компании-налогоплательщика. Исключение составляет ситуация, когда проверяемая сторона не располагает возможностью выделить помещение для этих целей – при таких обстоятельствах проверка проходит на территории налоговой инстанции. Тем не менее право доступа к имуществу налогоплательщика у данного надзорного органа сохраняется.
Важная особенность для юридических лиц со сроком работы 3 и менее лет: они налоговой проверке не подлежат, поскольку в этот период налоговые службы не проверяют полноту и корректность предоставляемых сведений.
Проверка назначается согласно местонахождению ответственного участника. Еще одна особенность: невозможно проведение такого мероприятия по запросу самой компании – оно инициируется только налоговой службой, которая проводила постановку данной организации на учет.
Принятое решение о проверке содержит следующую информацию:
- обозначение всех участников консолидированной группы налогоплательщиков (КГН): полные и сокращенные наименования организаций;
- период, подлежащий проверке (1, 3, 6 или 9 месяцев);
- информация о проверяющей стороне: Ф. И. О. и должности сотрудников.
Следующая особенность: осуществлять предстоящую проверку могут все лица, прописанные в решении – однако это справедливо только в том случае, если решение утверждено соответствующими органами власти, которые уполномочены производить налоговый контроль.
При выездной проверке контролирующая сторона обладает следующими правами (согласно статье 89.1 Налогового кодекса РФ):
- приоритет при проверке отдается состоянию дел по налогу на прибыль, поскольку именно он и является предметом инспекции (согласно пунктам 1 и 4 статьи 89.1 Налогового кодекса РФ изучается корректность начисляемых сумм и порядок их определения, а также правильность составленной декларации);
- право осуществления проверки на территории ответственного участника КГН либо прочих ее участников (если все они не располагают необходимым помещением, проверка может проходить на территории контролирующей стороны (пункт 1, статьи 89.1 Налогового кодекса РФ));
- проведение проверки во временных рамках, не превышающих 2 месяца.
Важная особенность: если в отношении участника консолидированной группы уже проводится выездная проверка, то на основании п. 3 статьи 89.1 Налогового кодекса РФ это не является препятствием для других проверок членов группы в отношении прочих налогов (за исключением налога на прибыль). При этом результаты каждой проверки оформляются самостоятельным актом.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Особенности выбора плательщика и процесса подготовки к выездной налоговой проверке
Выездная налоговая проверка проводится поэтапно:
- подготовительный этап – значимый период, поскольку с выбором объектов, уровнем готовности проверяемых лиц, распределением их по участкам во многом связана эффективность предстоящей проверки;
- осуществление проверки;
- подготовка материалов по проведенной проверке;
- применение данных материалов.
Выбор организаций для проверки связан с территориальным прикреплением к тому или иному налоговому органу. Свои особенности имеются у проверки лишь особо крупных налогоплательщиков – ее осуществляют выделенные инстанции, которые занимаются только такими компаниями. Сюда же относятся обособленные подразделения.
При назначении инспекции, которая будет осуществлять выездную проверку, учитывается фактор территориальной миграции юридических лиц и предпринимателей. Эта особенность может влиять на процесс, если изменение данных о местонахождении налогоплательщика осуществляется несвоевременно. В таком случае выездная налоговая проверка будет проходить по прежнему месту.
Представленная выше информация позволяет заключить, что налоговые инстанции не обладают правом назначить выездную проверку тем компаниям, которые не состоят на их учете. Особенность в виде учета имущества и транспорта при этом тоже не может быть основанием для такой проверки.
Проверяющие органы открывают подготовку к выездным проверкам задолго до их проведения. Например, чтобы составить на 2019 год план выездных налоговых проверок, требуется провести внушительный предварительный анализ, который позволит выявить организации, соответствующие основным критериям риска. Этот показатель особо важен, так как становится мотивом для назначения выездных проверок.
До старта самой проверки составляется соответствующий документ (решение о ее проведении), который вручается налогоплательщику. Данный документ служит основанием для проведения предстоящего мероприятия; поэтому подготовка решения выполняется очень тщательно. В случае каких-либо нарушений или ошибок (например, инспектор не обеспечил своевременное вручение) произойдет нарушение процессуальных норм, что делает проведение выездной проверки незаконным.
Решение готовится той ИФНС, которая будет осуществлять проверку, – определяющей особенностью служит территориальный фактор. Документ содержит в себе информацию о проверяемых и проверяющих лицах, а также о подлежащих контролю налогах. Подписывается он руководителем соответствующей ИФНС (либо же его заместителем) и вручается налогоплательщику лично. Если последний не принимает документ, его отправят с помощью почты (обязательно заказным письмом).
Выездная налоговая проверка - как налоговая принимает решение и что делать бизнесу?
Особенности предоставления документов при выездной налоговой проверке
Регламент по запросу документов приводится в ст. 93 Налогового кодекса РФ. Пункт 1 данной статьи гласит, что требование контролирующей стороны о предоставлении документов вручается руководителю организации или физическому лицу (допускается передача уполномоченному представителю в обоих случаях) лично под расписку либо же в электронном формате по соответствующим информационным каналам. В остальных случаях данный документ отправляется заказным письмом и на 6-й день с момента отправки считается полученным.
Особенность процесса в том, что налогоплательщик обязан предоставить затребованную документацию в течение 10 дней с момента получения. Документы направляются лично или через представителя, заказным письмом или в электронном формате. Если в положенный срок проверяемая сторона не может предоставить всё затребованное в перечне, нужно уведомить об этом налоговый орган в письменном виде, указав причины и сообщив сроки передачи бумаг. Другая важная особенность: сделать это нужно в течение дня, следующего за днем получения запроса.
Обычно проходит контроль следующих документов:
- КУДиР (книга учета доходов и расходов);
- документы, отражающие движения по счетам;
- налоговые декларации;
- оборотно-сальдовые ведомости;
- годовая бухгалтерская отчетность;
- прочие документы согласно запросу ИФНС.
В соответствии со ст. 126 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 93 Налогового кодекса РФ) отказ в предоставлении налогоплательщиком документов, затребованных для выездной проверки, или же их отсутствие в обозначенный законом срок является правонарушением и влечет за собой ответственность:
- непредставление самим плательщиком налогов или сборов, налоговым агентом документации и (или) прочих сведений, отвечающих Налоговому кодексу РФ и другим законодательным актам о налогах и сборах, в положенный срок наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый не предоставленный вовремя документ;
- непредоставление проверяющему органу после соответствующего запроса сведений о компании-налогоплательщике (то есть отказ в передаче имеющихся документов, где содержатся данные о нём, а также прочие виды уклонения от исполнения такого требования), равно как и предоставление документации, содержащей заведомо недостоверные сведения (если это не относится к нарушению законодательства о налогах и сборах в соответствии со ст. 135.1 Налогового кодекса РФ), приводит к штрафу в размере 10 000 руб.
При отказе юридического лица от передачи затребованных бумаг проверяющая сторона располагает правом осуществить выемку документов. Происходит это по мотивированному постановлению соответствующего должностного лица со стороны той ИФНС, которая инициировала выездную налоговую проверку. Данный документ должен быть подготовлен в соответствии с Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
Во время выемки документов (денег и/или предметов) присутствуют понятые и сами лица, у которых производится изъятие, по результатам составляется протокол. В протоколе или же в специальных описях, которые к нему прикладываются, изъятое перечисляется; перечень сопровождается описанием.
Сроки проведения выездной налоговой проверки
Срок проведения выездной налоговой проверки получает альтернативное исчисление, если проверяющая сторона располагает особыми преференциями; в остальных же случаях действует предусмотренный законодательством срок в 2 месяца. Под преференциями понимается право на приостановку или продление выездной проверки. Особенность заключается в том, что в таком случае первый срок назначается продолжительностью 4 или 6 месяцев, второй срок проверки – 6 или 9 месяцев, что зависит от конкретных обстоятельств.
Налоговые органы, как правило, применяют расширенные права по срокам в тех случаях, когда нужно внести ясность по части спорных вопросов либо же закрепить законодательными актами возникшее подозрение на нарушение. Проверка филиалов налогоплательщика проходит в течение одного месяца, при этом она может быть приостановлена, но не продлена.
День, когда подконтрольной организации вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, считается днем начала процедуры. Окончанием является дата, когда по итогам прошедшего мероприятия подписывается и вручается акт. Промежуток между этими днями и составляет фактический срок конкретной выездной проверки; максимальное его значение (с учетом приостановки и продления) может быть 1 год 3 месяца.
Контролирующему органу надлежит провести все запланированные процедуры проверки строго в рамках этого срока. Впоследствии любые доказательства нарушений, если они были выявлены по истечении максимального периода, к делу быть приобщены не могут.
В последний день готовится справка о проведении выездной налоговой проверки. Дата справки закрепляет окончание данного мероприятия.
Практический пример. Налоговый инспектор А. И. Петров осуществлял выездную проверку в ООО «Лидер». 15 июня 2019 года была составлена справка о проведенной процедуре. Это означает, что 15 июня 2019 года выездная проверка завершилась.
Получить расчетэкономии