Вопросы, рассмотренные в материале:
- Для чего нужен налоговый учет
- Когда организация обязана встать на учет в налоговой инспекции
- Порядок постановки на налоговый учет юридических лиц
- Какие документы получает юридическое лицо после постановки на учет в налоговую инспекцию
Общеизвестно, что все организации, которые собираются заниматься коммерческой деятельностью, обязаны зарегистрироваться в налоговой службе РФ. Эта процедура обязательна, а для тех, кто попытается ее обойти, закон предусматривает серьезные санкции (от штрафа до тюремного заключения). Избежать подобного рода проблем вам поможет наша статья, в которой подробно рассказывается, как происходит постановка на налоговый учет юридического лица.
Для чего нужен налоговый учет
Под налоговым учетом принято понимать систему, в которой производится синтез информации для определения налоговой базы по обязательным отчислениям в бюджет на основании данных первичной документации, объем и классификация которой устанавливается действующим законодательством.
С помощью налогового учета получают достоверные сведения о порядке регистрации важных для налогообложения хозяйственных операций, выполненных юридическим лицом за отчетный период. Также налоговый учет нужен для того, чтобы контролирующие органы могли отследить, насколько правильно и своевременно юридические лица платят налоги. Этой информацией пользуются и иные заинтересованные организации, например контрагенты и партнеры хозяйствующего субъекта.
Поскольку в Налоговом кодексе РФ принципы организации налогового учета сформулированы лишь в общих чертах, каждому бухгалтеру необходимо самостоятельно решить, как он организует этот процесс на практике.
Важным моментом при организации налогового учета является установление правил, по которым каждая хозяйственная операция имеет свой четкий и понятный регламент отражения в системе учета.
Вести налоговый учет необходимо для того, чтобы получить следующую информацию:
- каким образом рассчитывается доля расходов, учитываемых при налогообложении в конкретном отчетном периоде;
- каким образом определяются доходы и расходы;
- какова сумма издержек (убытков), которые будут повторяться в последующих отчетных периодах;
- каков размер задолженности по расчетам с бюджетом по налогам;
- как в организации формируется резервный фонд.
В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса РФ сведения налогового учета подтверждаются:
- первичной учетной документацией (в том числе бухгалтерской справкой);
- аналитическими регистрами, содержащимися в налоговом учете;
- расчетом налоговой базы.
Порядок организации налогового учета обусловлен учетной политикой для целей налогообложения, а также должен быть утвержден приказом руководства. Получается, что учетную политику для ведения налогового учета должна сформировать сама организация.
Учетная политика для целей налогообложения реализуется непрерывно во времени от текущего отчетного периода к последующему.
Налоговый учет осуществляется посредством применения новой методологии, а также включает полный учетный цикл, который отражается в различных регистрах налогового учета (регистрах промежуточных расчетов, хозяйственных операций, декларации). При этом налоговый учет – это самостоятельный процесс, который ведется отдельно от бухгалтерского учета по своим методикам, и их результаты чаще всего не совпадают.
Налоговый и бухгалтерский учет: в чем разница
Молодые специалисты часто интересуются, как можно сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, в первую очередь следует понять, чем эти формы учета отличаются друг от друга.
Сущность налогового учета мы уже раскрыли выше. А главная его цель для организаций, работающих по общей системе налогообложения, состоит в определении налога на прибыль.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Что касается бухучета, то его сущность заключается в получении упорядоченных и задокументированных данных об объектах, перечисленных в действующем ФЗ, в соответствии с критериями, прописанными законом № 402-ФЗ, и последующем составлении финансовой отчетности с использованием этих сведений.
Впоследствии, проанализировав эту бухгалтерскую отчетность, можно сделать выводы о том, насколько успешна деятельность предприятия. Для сравнения, на основании данных налогового учета такую информацию получить нельзя.
К примеру, на основании бухгалтерской отчетности часто принимается решение о выдаче кредита тому или иному предприятию. Также финансовая отчетность нужна, если организация участвует в конкурсе или аукционе. Возникает вопрос: почему сторонние пользователи интересуются именно бухгалтерской отчетностью? Дело в том, что именно эти документы могут предоставить полную информацию о положении дел в организации.
Однако учредители, руководство также заинтересованы в финансовой отчетности. Все потому, что анализ именно этих документов позволяет принимать правильные административные решения.
Таким образом получается, что ведение бухучета позволяет получить информацию об итогах экономической деятельности предприятия, в то время как с помощью налогового учета госорганы контролируют своевременность и правильность уплаты налогов.
Когда организация обязана встать на учет в налоговой инспекции
Постановка на налоговый учет любого юридического лица должна осуществляться с самого его создания. Обратите внимание, что эта обязанность не зависит от того, осуществляет ли это предприятие деятельность и должно ли оно платить налоги и взносы. Сотрудники налоговой службы самостоятельно разошлют во внебюджетные фонды все необходимые для постановки на налоговый учет сведения. Таким образом, предприятие не должно заниматься подачей данных в фонды пенсионного, медицинского и социального страхования.
Это правило не касается постановки на налоговый учет обособленных подразделений, которые сами ведут расчеты с персоналом и начисляют заработную плату работникам.
Пока организация осуществляет свою деятельность, она может обращаться в налоговую для постановки на учет несколько раз. Существуют разные причины для регистрации, а именно:
- организация только создается;
- приобретает статус крупнейшего налогоплательщика;
- открывает обособленное подразделение;
- начинает функционировать в сфере игорного бизнеса;
- покупает либо получает недвижимость и/или транспортные средства;
- переходит на ЕНВД, если это возможно;
- начинает разработку участка недр на основании лицензии на пользование при наличии соглашения с государством о разделе продукции;
- вошло в число ответственных членов консолидированной группы налогоплательщиков либо заключает договор инвестиционного товарищества.
Также постановку на налоговый учет в качестве юридического лица должны осуществлять иностранные организации, специализирующиеся на оказании физическим лицам электронных услуг, обозначенных в ст. 174.2 Налогового кодекса (п. 4.6 ст. 83 Налогового кодекса РФ). Под это требование не попадают те иностранные организации, которые оказывают соответствующие услуги через обособленные подразделения в РФ.
Порядок постановки на налоговый учет юридических лиц
Государственная регистрация юридических лиц представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, предполагающий внесение в госреестры данных о создании, реорганизации или упразднении юридических лиц и т. д.
Если речь идет о постановке на налоговый учет только создаваемого юридического лица, то в регистрирующий орган необходимо предоставить такие документы, как:
- заявление о государственной регистрации юридического лица, то есть официальное обращение уполномоченного лица;
- протокол, договор или иной документ, составленный в соответствии с требованиями действующего законодательства и содержащий решение о создании юридического лица;
- учредительную документацию;.
- документ, свидетельствующий об уплате госпошлины.В соответствии с ФЗ от 21 марта 2002 г. на всей территории РФ установлена единая госпошлина за регистрацию юридических лиц, составляющая 2 000 рублей.
Заявление о госрегистрации должно быть подписано уполномоченным лицом, а подпись следует заверить у нотариуса. Другими словами, будущему юридическому лицу положено подписывать заявление о регистрации только в присутствии нотариуса, который в свою очередь должен поставить подтверждающий подлинность подписи штамп. Однако сделать это нотариус имеет право только в том случае, если заявитель предоставил свой паспорт.
В обязанности нотариуса не входит проверка правильности составления заявления и его соответствия установленной форме. Ответственность за это целиком лежит на заявителе.
Для постановки на налоговый учет юридические лица должны быть зарегистрированы:
- по местонахождению самой организации;
- по местонахождению обособленных подразделений;
- по местонахождению принадлежащей им недвижимости и транспорта.
Постановка на налоговый учет юридических лиц осуществляется вне зависимости от наличия обстоятельств, которые, согласно Налоговому кодексу РФ, являются основанием для уплаты тех или иных обязательных взносов в бюджет.
Если речь идет о постановке юридического лица на налоговый учет по адресу регистрации организации, ее филиала или представительства, то она осуществляется в соответствии с данными, указанными в Едином госреестре юридических лиц.
Постановка на налоговый учет юридического лица по местонахождению его обособленных подразделений (кроме филиала и представительства) производится налоговыми инстанциями на основании информации, которую это предприятие предоставит.
Иногда в одном муниципальном образовании, например в городах федерального значения, располагается несколько обособленных подразделений, но при этом они подотчетны разным налоговым инстанциям. В этом случае постановку на учет можно осуществить по месту расположения одного из подразделений по решению самой организации. О сделанном выборе юридическое лицо сообщает в уведомлении, которое отправляется в налоговую по адресу своей регистрации. Если речь идет не о российской, а об иностранной организации, то уведомление направляется в тот налоговый орган, который юридическое лицо выберет само.
Постановка на налоговый учет юридического лица, являющегося ответственным членом консолидированной группы налогоплательщиков, производится той налоговой инстанцией, в котором был зарегистрирован договор о создании этой группы, в течение пяти дней после регистрации. За это же время юридическому лицу должно быть выслано уведомление о том, что оно поставлено на налоговый учет в качестве ответственного члена консолидированной группы налогоплательщиков.
Постановка на налоговый учет юридического лица, выступающего в качестве управляющего члена инвестиционного товарищества, производится налоговой службой, в которую была предоставлена копия договора данного товарищества. Осуществляется это в течение пяти дней после того, как было получено уведомление об исполнении обязанностей управляющего. В этот же период времени юридическому лицу должны направить уведомление о постановке его на налоговый учет как участника договора инвестиционного товарищества – управляющего участника, который ответственен за ведение данного вида учета согласно договору инвестиционного товарищества.
В случае, когда постановка на учет или снятие с него осуществляется по местонахождению принадлежащей юридическому лицу недвижимости или транспорта, то за основу берутся данные, предоставленные органами, которые перечислены в статье 85 Налогового кодекса РФ. Постановка на налоговый учет юридического лица в этом случае осуществляется по местонахождению принадлежащей ему недвижимости (на правах собственности, оперативного управления или ведения хозяйства).
Обозначенные выше правила действуют и в том случае, если речь идет о недвижимости и транспорте, принадлежащих государству или муниципалитету и являющихся частью имущества юридических лиц (в том числе и по концессионным соглашениям), которые обладают правом владения, пользования и/или распоряжения этим имуществом.
Постановка и снятие с налогового учета юридического лица по другим причинам, оговоренным в Налоговом кодексе РФ, должны осуществляться фискальной службой не позднее чем через 5 дней после получения информации от органов, перечисленных в статье 85 Налогового кодекса РФ. За это же время организация должна быть уведомлена о постановке ее на налоговый учет.
Следует отметить, что если в дальнейшем в налоговую службу поступит информация об имуществе и транспорте, принадлежащих юридическому лицу, уже состоящему на учете, то данные сведения вносятся в базу, но уведомление о постановке или снятии с учета уже не предоставляется.
В качестве налогового агента (в соответствии с п. 7.1. ст. 226 Налогового кодекса РФ) юридическое лицо может быть поставлено либо снято с учета, обратившись с заявлением в налоговый орган по месту своей регистрации. Данное обращение должно быть представлено в электронной форме (это возможно сделать через личный кабинет налогоплательщика). Постановка на налоговый учет (снятие с него) должна быть произведена в течение 5 дней с момента получения заявления, уведомление об этом обязано быть направлено налоговой службой юридическому лицу в этот же срок.
После того, как в ЕГРЮЛ будет сделана соответствующая запись, юридическое лицо считается созданным. Его адресом будет являться местонахождение постоянно функционирующего исполнительного органа.
Постановка на налоговый учет иностранного юридического лица
В Налоговом кодексе РФ также предусмотрен порядок постановки на налоговый учет иностранной организации, причем вне зависимости от того, присутствуют ли обстоятельства, вызывающие в соответствии с законодательством РФ обязанности по уплате налогов и сборов.
Постановка на налоговый учет иностранного юридического лица осуществляется в течение пяти рабочих дней после того, как налоговая служба получит один из нижеперечисленных документов:
- данные от органов, перечисленных в пункте 4 и/или 7 статьи 85 Налогового кодекса РФ;
- создание записи в ЕГРЮЛ;
- заявление и документация, предписанные особенностями налогового учета иностранных организаций, которые не являются инвесторами по соглашению о разделе продукции либо операторами соглашения, ратифицированными приказом Министерства финансов РФ.
Вся документация, необходимая для постановки на учет иностранного юридического лица, не являющегося инвестором по соглашению о разделе продукции или оператором соглашения, включая заявление, может быть направлена в налоговую почтой с уведомлением о вручении. Также к этим документам с целью подтверждения указанных в заявлении сведений следует приложить копию удостоверения личности заявителя (паспорта).
Изменение данных об иностранных юридических лицах также учитывается налоговой службой по местонахождению их обособленных подразделений в РФ. Основанием для этого является заявление иностранного юридического лица, а также пакет документов, соответствующий особенностям учета иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденными приказом Министерства финансов РФ.
Нюансы постановки на налоговый учет юридических лиц
То, каким образом осуществляется госрегистрация юридического лица, установлено в ФЗ от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а ст. 83 и ст. 84 Налогового кодекса РФ регламентируют порядок постановки на налоговой учет и снятие с него.
Если организация не прошла госрегистрацию либо сделала это, допустив какие-то нарушения, ее предпринимательская деятельность считается незаконной. В таком случае предусмотрена административная (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и уголовная (ст. 171 Уголовного кодекса РФ) ответственность.
Чтобы разобраться в тонкостях осуществления процедуры госрегистрации и постановки на налоговый учет юридического лица, следует обратить самое пристальное внимание на следующие моменты.
Момент № 1.В некоторых российских регионах (в частности, в столице) помимо налоговых инспекций, которые занимаются учетом налогоплательщиков, действуют и налоговые органы, специализирующиеся исключительно на регистрации юридических лиц и ИП. Однако несмотря на это регистрация юридического лица и его постановка на учет всегда осуществляется одновременно.
В качестве основания для постановки на налоговый учет юридического лица по местонахождению или адресу жительства выступают данные из ЕГРЮЛ.
Если юридическое лицо осуществляет свою деятельность по ЕНВД, то оно обязано не только встать на учет обычным способом, но и дополнительно сделать это по месту организации деятельности как плательщик ЕНВД, предоставив в налоговую соответствующее заявление.
В том случае, если юридическое лицо занимается перевозкой пассажиров либо грузов, выездной торговлей, размещением рекламы на транспорте, подавать такое заявление следует по местонахождению организации.
Момент № 2. Коммерческим организациям (в отличие от ИП) положено иметь устав и уставный капитал, который формируется учредителями в виде имущества или денежных средств, переводимых на расчетный счет.
П. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон) устанавливается минимальный размер уставного капитала, равный 10 000 рублей.
Если формирование уставного капитала осуществляется за счет имущества, то при обращении в налоговую следует предоставить решение общего собрания учредителей (или учредителя) по этому вопросу (далее – решение), в котором должны содержаться наименование и стоимость имущества.
В том случае, когда совокупная стоимость вносимого имущества превышает 20 000 рублей, для подтверждения этого факта необходимо произвести оценку (в соответствии с п. 2 ст. 15 Закона). По этой причине к решению надо присовокупить акт оценки имущества в произвольной форме, составленный независимым экспертом.
Когда вы будете вносить в банк свою долю уставного капитала денежными средствами, банк создаст для вас временный накопительный счет. К моменту госрегистрации юридического лица на этот счет допускается внести не менее ½ от размера минимального капитала, а конкретно – не менее 5 000 рублей (п. 2 ст. 16 Закона). Оставшуюся часть средств разрешается вносить в течение года после окончания регистрации юридического лица. Обычно, чтобы открыть временный счет, требуется только соответствующее заявление и копии учредительных документов, заверенные нотариусом.
Важно иметь в виду, что перечислить на такой счет можно любую сумму, однако распоряжаться ею нельзя. Как только регистрация юридического лица будет закончена, временный счет закроют. Взамен него вам предоставят расчетный счет, на который будут перенесены все учредительские и ранее внесенные средства. Однако это будет сделано только после того, как банк проверит наличие необходимых документов и заверенных нотариусом образцов подписей главбуха и руководителя предприятия.
Обратите внимание, что Налоговый кодекс РФ предписывает в течение семи рабочих дней после открытия или закрытия счета письменно уведомить об этом подразделение фискальной службы, к которому прикреплено предприятие. В противном случае могут быть применены санкции в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 118) и Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.4).
Момент № 3. Если вы зарегистрировались как ИП, то свою предпринимательскую деятельность будете осуществлять как физическое лицо.
При регистрации юридического лица (организации) вам необходимо назначить главбуха и руководителя, которые среди прочего обязаны подписывать нормативно-распорядительные и финансовые документы. Как вариант, вы можете издать приказ о возложении этих обязанностей на себя либо своих партнеров по предпринимательской деятельности. Еще раз обратим внимание: организация осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица.
Момент № 4. Постановка организаций и ИП на учет во внебюджетных фондах осуществляется без их участия. Для этого достаточно данных о госрегистрации, которые налоговые службы передают в эти фонды согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Момент № 5. Как только организация или ИП зарегистрировано, вы приобретаете статус налогоплательщика, который налагает на вас ряд обязательств (согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ). Среди них – необходимость предоставлять в налоговую инстанцию декларации по каждому налогу и сбору, которые вы должны платить, вне зависимости от ведения предпринимательской деятельности. Если вы будете уклоняться от этой обязанности, то к вам могут быть применены санкции в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ.
Первым отчетным налоговым периодом для организации, зарегистрированной после начала календарного года, будет период времени с момента ее создания до окончания текущего года. Для организации, созданной в декабре, таким периодом станет интервал времени с момента создания юридического лица до окончания календарного года, следующего за годом регистрации. Исключение составляют налоги, по которым налоговый период равен календарному месяцу или кварталу. В этом случае первый отчетный период продлен не будет.
Как только юридическое лицо будет зарегистрировано, у него в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» возникает обязанность, заключающаяся в необходимости предоставлять в налоговую службу по месту учета своей бухгалтерской отчетности.
Подача бухгалтерской отчетности обязательна вне зависимости от ведения предпринимательской деятельности. Те юридические лица, которые работают по «упрощенке», освобождены от вышеописанной обязанности (пп. 5. п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, п. 3 ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).
Какие документы получает юридическое лицо после постановки на налоговый учет
По завершении государственной регистрации налоговые органы предоставляют юридическому лицу:
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (п. 2, 5.1 ст. 84 Налогового кодекса РФ) по форме № 1-1-Учет (Приложение № 1, утв. приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488);
- устав или учредительный договор организации со штампом налогового органа;
- лист записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50007 (утв. приказом ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@) выдается взамен свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
Стоит отметить, что при постановке на налоговый учет юридические лица получают и ИНН. С 2017 года при госрегистрации юридического лица предприниматели узнают свой ИНН из листа записи ЕГРЮЛ. Обычно номер прописан в таблице, содержащей данные из ЕГРЮЛ.
Если ваше свидетельство о постановке на налоговый учет было повреждено или потеряно, вы можете обратиться с просьбой о его восстановлении и получить дубликат. Для этого следует предпринять следующие действия:
- оплатить госпошлину за оформление документации;
- вновь подать заявление в ИФНС, указав в нем, по какой причине вам необходимо восстановить свидетельство;
- подать заявление и квитанцию об оплате госпошлины в территориальный налоговый орган.
С просьбой об оформлении дубликата могут обращаться только уполномоченные лица: руководитель, главный бухгалтер или человек, имеющий доверенность, заверенную нотариусом. Дубликат должен быть выдан в течение семи рабочих дней.
Налоговый консультант Всеволод Симаков. Оптимизация налогов:
Получить расчет
экономии