Вопросы, рассмотренные в материале:
- В какой срок организация должна встать на учет в налоговом органе
- Каков срок постановки на учет обособленных подразделений
- Какова ответственность и штрафы за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе
Для того чтобы деятельность компании была легальной, она должна быть зарегистрирована в органах ФНС. Регистрация налогоплательщика, в соответствии с законом, осуществляется в определенные сроки. Тема нашей статьи – сроки постановки на учет в налоговом органе.
Каковы сроки постановки на учет в налоговом органе
Каждое юридическое лицо должно быть поставлено на учет в органы ФНС в срок, установленный законодательством России. Согласно статье 83 Налогового кодекса РФ, фирма должна инициировать постановку на налоговый учет (НУ):
- При первичном оформлении в качестве юридического лица в субъекте ее пребывания (п. 2 ст. 8 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
- В том субъекте РФ, где находятся ее обособленные подразделения (п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ).
- В том субъекте РФ, в котором расположены принадлежащие ей объекты недвижимости и транспортные средства (п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).
- В иных ситуациях, описанных в Налоговом кодексе РФ.
Давайте более подробно рассмотрим ситуацию, в которой фирма только создается. Исходя из п. 8 ст. 51 Гражданского кодекса РФ, организация считается созданной с того дня, когда запись о ней была внесена в единый реестр юридических лиц. На основе записи в ЕГРЮЛ производится постановка фирмы на учет. Этот момент регулируется п. 3 ст. 83 Налогового кодекса РФ.
Организация регистрируется в ФНС (п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса РФ, п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). Подразделения фискальной службы занимаются и постановкой юридических лиц на налоговый учет при их первичном оформлении (п. 2 ст. 84 Налогового кодекса РФ).
По умолчанию после регистрации юридическое лицо обязано использовать общую систему налогообложения. Если экономический агент желает применять другой режим, то он обязан своевременно сообщить об этом в налоговую инспекцию. Процедура начинается с подачи заявления о постановке на учет в качестве, например, плательщика ЕНВД (по этому режиму порядок несколько отличается).
Согласно положениям Налогового кодекса РФ юридическое лицо обязано подать заявление в органы ФНС в срок, равный 5 дням. Отсчет начиная со дня фактического перехода на ЕНВД (п. 6 ст. 6.1, абз. 1 п. 3 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ). Дата перехода на ЕНВД может не совпадать с датой начала деятельности фирмы, поскольку применение данного налогового режима является делом добровольным. При возникновении такой ситуации в заявлении о постановке на НУ ставится та дата, с которой плательщик стал применять ЕНВД. Таким образом, возможные расхождения в сроках будут устранены.
Пример. ООО «Авангард» осуществляет розничную торговлю начиная с 12 января 2015 года. С этого же момента компания находилась на общем режиме налогообложения. С 1 марта 2015 года компания перешла на ЕНВД.
Согласно пункту 2 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ установление срока подачи заявления начинается с даты, следующей за днем наступления события. Однако следует отметить, что срок исчисляется в рабочих днях только в том случае, если иное не оговорено отдельно. Данный момент регулируется пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
В нашем примере пятидневный срок, предусмотренный для постановки на учет, начинается со 2 марта 2015 года и заканчивается 6 марта.
Иными словами, ООО «Авангард» должно заявить в органы ФНС о своем желании перейти на ЕНВД в срок до 6 марта включительно. Датой начала применения ЕНВД будет считаться 1 марта 2015 года. Эта дата будет фигурировать в документах в качестве постановки организации на учет как плательщика ЕНВД.
Сроки постановки на учет в налоговом органе обособленных подразделений
В статье 83 Налогового кодекса РФ содержится указание на то, что юридические лица, имеющие обособленные подразделения (ОП) в субъектах РФ, должны осуществить постановку на налоговый учет в ФНС по месту территориального расположения каждого из ОП. Юридическое лицо обязано проинформировать налоговые органы по месту своего пребывания о создании ОП. При этом не имеет значение то, какой ФНС подведомственна территория, на которой создано ОП.
Юридическое лицо должно направить в органы ФНС уведомление о создании ОП. После этого будет проведена постановка юридического лица на учет в органах налоговой службы в субъекте расположения его ОП при условии, что они не являются его представительствами или филиалами. (п. 4 ст. 83, пп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Форма такого документа утверждена приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@.
На предоставление ФНС сообщения о создании ОП законодательством отводится срок, равный одному месяцу. Согласно п. 6 ст. 6.1, п. 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ, представители налоговых органов производят постановку организации на учет по месту расположения ее ОП в срок, не превышающий пяти рабочих дней после получения сообщения. Документом, подтверждающим факт постановки на учет, является уведомление о постановке на учет.
Начиная с 1 февраля 2008 года юридические лица освобождаются от обязанности подавать заявление о постановке на налоговый учет на территории расположения ОП. Постановка на учет производится органами ФНС автоматически на основе информации, предоставленной юридическим лицом (с пп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ) в течение срока, равного 5 дням со дня получения этой информации (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Итак, организация должна в течение месяца с момента создания ОП направить сообщение об этом в ФНС того субъекта, в котором она расположена.
Следует отметить, что юридическое лицо также должно в срок, равный одному месяцу, в письменной форме сообщить о создании ОП в органы контроля за уплатой страховых взносов. Делается это по месту расположения фирмы (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее – Закон № 212-ФЗ).
Письмо Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2010 г. № 2891-19 содержит указание на тот факт, что организация обязана сообщать о создании ОП, независимо от наличия у нее отдельного баланса, расчетного счета и взаиморасчетов с физическими лицами.
Контроль за своевременным внесением страховых платежей осуществляют следующие государственные органы:
- Пенсионный фонд РФ и его территориальные подразделения в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на ОМС, уплачиваемых в ФФОМС;
- Фонд социального страхования и его территориальные подразделения в отношении страховых платежей на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС России.
Уведомление о создании ОП может предоставляться в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту расположения юридического лица в свободной форме, поскольку законодательством не утвержден единый бланк.
Сложно во всем разобраться и не наделать ошибок в общении с налоговой? Обратитесь за помощью к профессионалам.
Как мы работаем? Услуги. Первичный аудит. Договор.
Ответственность и штрафы за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе
Законом предусмотрено наказание за несоблюдение процесса и сроков постановки на налоговый учет в органы ФНС обособленного подразделения. Например, если ОП юридического лица не было зарегистрировано в установленный законом период или было зарегистрировано с нарушением указанных сроков.
Давайте разберемся, кто именно может привлечь компанию к ответственности. ФНС по месту расположения юридического лица или налоговый орган по месту расположения ОП?
Бывают ситуации, когда ОП существует виртуально. Следовательно, отсутствует и место его расположения как таковое. В этом случае штрафные санкции накладывает налоговый орган того субъекта РФ, в котором расположена организация.
В случаях, когда выявлен факт осуществления юридическим лицом деятельности, в результате которой им была получена прибыль без контроля, на организацию также накладываются штрафные санкции.
В Налоговом кодексе РФ не содержится указания на то, с какого срока необходимо считать, что ОП юридического лица функционирует без регистрации. В предыдущей редакции упоминалось о периоде, равном девяноста дням с даты создания. Поскольку не существует конкретного определения сроков, представители налоговых органов могут злоупотреблять своими полномочиями и применять штрафные санкции необоснованно.
Не стоит предполагать, что организация может уйти от ответственности. Налоговый кодекс РФ содержит прямое указание на то, что фирма обязана провести постановку на учет по месту расположения каждого ОП в определенные законодательными актами сроки.
При этом постановка на налоговый учет не зависит от наличия у юридического лица прибыли. Другими словами, отсутствие прибыли не освобождает организацию от обязанности осуществить постановку на учет, но при этом может стать причиной неуплаты налогов.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Избежать штрафных санкций фирма может в том случае, если она уже состояла на учете в ФНС, но по другому основанию. Однако существует одно исключение – постановка на учет в связи с применением единого режима.
Неоднозначна и ситуация, связанная с постановкой на учет ИП. Некоторые ИП не регистрируются в органах ФНС, но имеют ИНН как физическое лицо. Руководствуясь статьей 116 Налогового кодекса РФ, налоговики могут оштрафовать предпринимателей, не осуществивших постановку на учет. Однако при этом ИП вправе обратиться с иском в судебные органы и отменить решение ФНС.
Несоблюдение сроков подачи заявления о регистрации ОП наказывается наложением штрафных санкций. Сумма санкций составляет десять тысяч рублей. Такую сумму определяет Налоговый кодекс РФ. Однако Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает другую меру наказания для юридических лиц, нарушивших сроки. Согласно положениям Кодекса РФ об административных правонарушениях организации может быть вынесено предупреждение или она может быть оштрафована на сумму от 500 до 1000 рублей.
Привлечение к ответственности по Налоговому кодексу РФ предусмотрено для фирм и физических лиц, по Кодексу РФ об административных правонарушениях – для должностных лиц.
Для организаций, осуществляющих деятельность ОП без регистрации, предусмотрено наказание в виде штрафа, равного десяти процентам от суммарного дохода за весь срок существования организации, но не менее 40 000 рублей. К ответственности могут быть привлечены юридические лица и ИП.
Однако если у организации доход отсутствует, то и нарушения вроде бы и нет. Такая ситуация может быть решена в судебном порядке. Если фирма докажет отсутствие дохода у ОП, то штрафные санкции к ней не будут применены. Штраф будет взиматься с налоговой службы. Его сумма составит сорок тысяч рублей.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает штрафные санкции для должностных лиц, величина которых составляет сумму от 2 000 до 3 000 тысяч рублей. При этом нельзя исключить ситуацию, в которой суд будет злоупотреблять своими обязанностями, поскольку его решения не регулируются законодательными органами.
Получить расчетэкономии