Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что такое налоговая проверка
- Какие виды налоговых проверок существуют
- Как подготовиться к разным видам налоговых проверок
- Как оспорить результат налоговой проверки
Есть разные виды налоговых проверок. Разобраться в них и запомнить особенности каждого вида непросто, если не изучать информацию по этому вопросу постоянно. Однако общее представление о том, что и в каком случае могут проверить налоговые органы, иметь все же нужно. Из нашей статьи вы узнаете о понятии и видах налоговых проверок.
Основные виды налоговых проверок
Налоговая проверка – это действия фискальной службы, позволяющие выяснить, соблюдаются ли требования закона в процессе ведения коммерческой деятельности, вовремя ли уплачиваются налоги. Проверить налоговая может абсолютно любое предприятие независимо от способа его организации, наличия учредителей. Не имеет значение также, у какого ведомства оно в подчинении.
В рамках налогового контроля виды налоговых проверок могут быть разными. Важность их обусловлена тем, что:
- предприниматели часто рискуют и развивают свой бизнес, не регистрируя его официально; также не исключено указание индивидуальными предпринимателями неверных данных при заполнении декларации о доходах с целью снижения суммы налогов, необходимых к уплате;
- возможна несогласованность налоговых актов с правилами бухучета;
- налоговое законодательство несовершенно и часто изменяется, а потому нередко имеет место неверное понимание руководителями предприятий и бухгалтерами формулировок и ошибочное толкование законов;
- некоторые предприниматели прибегают ко всевозможным способам уклонения от уплаты налоговых взносов или снижения их размера.
Независимо от вида и формы налоговой проверки ей обязательно предшествует получение руководителем организации официального документа, который подтверждает, что налоговые инспекторы действуют на основании законодательства. Этот документ – разрешение на проведение процедуры. Налоговая служба вправе проверить деятельность организации за последние три года, в том числе и за текущий. Есть несколько видов проверок налоговых органов. Опишем их детально.
Основные виды налоговых проверок (порядок проведения их описан ниже):
- камеральная;
- встречная;
- выездная;
- повторная.
Каждый из указанных видов основан на законах, статьях Налогового кодекса РФ. Тема эта очень обширная, и ее изучение без помощи квалифицированных специалистов весьма затруднительно. Материал данной статьи подготовлен на основании рекомендаций специалистов в области ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса. Приведенная ниже информация поможет разобраться, что такое налоговая проверка и какие существуют виды налоговых проверок по налоговому законодательству.
Конечно, и после прочтения материала могут остаться вопросы ввиду сложности темы, на них подробно ответить смогут сотрудники специализированной компании при обращении в нее.
Итак, рассмотрим следующие виды налоговых проверок: камеральную и выездную.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Виды камеральных налоговых проверок
Сначала рассмотрим камеральный вид налоговых проверок и особенности их проведения. В основе такой процедуры лежит территориальный принцип (имеет значение местонахождение проверяющих органов). Цель камеральной проверки – выявить, соблюдает ли организация при осуществлении своей деятельности требования действующего налогового законодательства. Обязанностью проверяемого предприятия является предоставление следующих документов:
- Декларации с приложениями.
- Первичных документов (устава и др.).
- Прочих бухгалтерских документов о финансово-хозяйственной деятельности: форм бухучета, положения об учетной политике, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и т.д.
Во время аудита налоговая служба вправе потребовать у проверяемой организации предоставить и другие бухгалтерские бумаги. К примеру, подтверждающие, что определенные виды налогов (НДС, ЕНДВ, ЕСН и т. д.) были рассчитаны верно и уплачены в полном объеме. В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ удовлетворение требований проверяющих является обязанностью организации.
Проведение камеральной налоговой проверки осуществляется должностными лицами. При этом они могут действовать, не получая разрешающих документов от главы местных отделений налоговой службы, в течение 3 месяцев со дня подачи деклараций, которая является основанием для расчета и внесения определенных типов налогов, если в законодательстве РФ не оговорены другие сроки.
В случае выявления инспекторами недочетов, неточностей или ошибок в заполнении документов, противоречивости сведений обязанностью организации-налогоплательщика является исправить данные в бухгалтерских регистрах. Результаты проверки и предписание к устранению ошибок высылают представители проверяющего налогового органа. На исправление дается определенный срок.
Возможное следствие данного рассмотрения – налоговые споры о возмещении или возврате (вычете) НДС, возврате экспортного НДС или налога на доходы предприятия. В соответствии с абзацем 2 параграфа 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ, налоговая инспекция должна в течение 10 дней после проверки составить акт по итогам работы в случае выявления правонарушения по бухгалтерским документам.
Подача возражения по поводу его составления возможна в течение 15 рабочих дней с даты, когда акт был вручен. Согласно ст. 76 Налогового кодекса РФ правомерным является прерывание сотрудниками налоговой службы банковских операций организации на время ведения дополнительных мероприятий.
Не забывайте о том, что информирование компании-налогоплательщика о начале процедуры не осуществляется.
Проверяя в ходе камерального аудита декларации, где организация использует право на льготы, и декларации по НДС, где предъявляется налог к возмещению, инспекторы непременно потребуют предоставить документы, подтверждающие право применять вычеты НДС и льготы в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ.
Есть несколько видов и методов проведения налоговых проверок камерального типа. По видам они классифицируются в зависимости от типа налога:
- стандартная проверка;
- проверка деклараций, заявляющих право на получение налоговых льгот;
- проверка деклараций НДС, заявляющих право на получение налогового вычета.
В зависимости от метода осуществления камеральные аудиты делятся на следующие виды:
- формальная проверка;
- арифметическая проверка;
- нормативная проверка;
- непосредственная камеральная проверка.
В ходе формальной проверки контролируют наличие у организации всех форм отчетности, требуемых действующим законодательством. Это могут быть документы, подтверждающие факт предоставления льгот или экспорта продукции и т. д. Также контролю подлежит заполнение и наличие реквизитов, которые предусмотрены актами.
Отметим, что вести отчетность можно как в письменном виде, так и в машинописном. Исправления в отчетных документах не допускаются. Если в какой-либо секции данных нет, необходимо ставить прочерк или ссылаться на недостаточные основания для ее заполнения. Проверяющий смотрит, есть ли подпись руководителя предприятия, и затем оценивает ее подлинность путем сверки с имеющимися образцами. В конце на втором экземпляре инспектор ставит дату предоставления ему отчетной документации.
Цель арифметической проверки – оценка правильности подсчета показателей, к примеру прибыли, которая облагается налогом. Осуществляется сверка расчета сумм документа по горизонтали и вертикали.
В ходе нормативной проверки налоговый инспектор оценивает, соответствует ли документ требованиям действующего законодательства. Этот вид аудита способствует выявлению документов незаконного содержания, установлению фактов необоснованного включения расходов в себестоимость продукции, неверного понимания налоговых ставок и т. д. Проверяющий при оценке документов ссылается на нормативную базу о налогах и сборах.
При проведении непосредственной камеральной проверки инспекторы логически рассматривают цифровые данные, используемые налогоплательщиком для расчета размера налога.
Виды выездных налоговых проверок
Рассмотрим выездные виды налоговых проверок и их характеристики.
Есть разные выездные виды налоговых проверок. Организация налоговых проверок такого типа имеет целью проверить предприятие-налогоплательщика на правильность уплаты налоговых сборов и добросовестное исполнение обязанностей.
Местом проведения процедуры является проверяемая организация. Предварительно глава территориального отделения налоговой службы должен дать разрешение на выездную проверку в письменном виде. Максимальный срок ее – 2 месяца. В некоторых случаях глава местного отделения может разрешить увеличить срок до 3 месяцев (необходим письменный разрешающий документ).
Допускается проводить только одну выездную налоговую проверку в течение календарного года. Но если компания реорганизуется или ликвидируется, то процедура запускается независимо от того, когда была завершена предыдущая. Инспекторы вправе запросить в письменной форме оригиналы бухгалтерских документов компании. Если им будет отказано в их предоставлении, то требуемые документы принудительно изымают, проверяемую организацию штрафуют (в соответствии со ст. 126 Налогового кодекса РФ).
Когда выездная налоговая проверка завершается, компания-налогоплательщик получает справку с перечнем выявленных бухгалтерских ошибок и акт проверки. Возможна подача руководителем проверенной организации заявления с возражением по акту. В соответствии со ст. 6.1 Налогового кодекса РФ на это дается не более 10 рабочих дней.
По итогам процедуры глава местного налогового органа может принять решение:
- о привлечении проверенного предприятия к налоговой ответственности;
- об отсутствии оснований для привлечения его к налоговой ответственности;
- о проведении дополнительных рассмотрений.
Выездные налоговые проверки классифицируются по:
- способу проверки (сплошным и выборочным методом);
- рассматриваемым налогам (комплексные и тематические проверки);
- проверяемому объекту (налогоплательщик, филиал, консолидированная группа налогоплательщиков);
- характеру организации повторной процедуры: вышестоящей инстанцией или после получения декларации с изменениями;
- причине проверки: реорганизация или ликвидация предприятия.
На месте проверяют также компании при завершении соглашений о разделе продукции и лиц, исключенных из реестра резидентов Особой экономической зоны.
Стоит сказать, что часто целевую налоговую проверку рассматривают как отдельный вид налоговых проверок.
В ходе целевого аудита проверяют, верно ли рассчитаны и внесены суммы налогов. Проверяться могут какие-либо направления или финансово-хозяйственные операции предприятия. Процедура обеспечивает контроль взаиморасчетов с продавцами и потребителями оказываемых услуг, экспортно-импортные операции, долги (п. 2 ст. 269 Налогового кодекса РФ), конкретные сделки, любые финансово-хозяйственные операции.
Но такой вид выездной налоговой проверки не предусмотрен существующим Кодексом.
Выездные аудиты, проводимые налоговой службой, классифицируют по методу организации. Различают плановые и внеплановые проверки.
Если предприятие заблаговременно получило уведомление о приезде инспекторов, то это плановая процедура. Если же организацию проверяют, предварительно не уведомив, то это внеплановое мероприятие. Без предупреждения налоговая инспектирует редко, к примеру, при наличии подозрений, что нужные документы компания уничтожит.
Основанием для проведения плановых процедур являются годовые планы контрольной работы, квартальные планы выполнения выездных проверок. Критерии, по которым эти планы составляются, строго не регламентированы. Тем не менее если компанией заинтересовалась налоговая, это неслучайно.
Результатом каждой проверки должно быть пополнение бюджета, то есть выявление неуплаченных взносов, начисление штрафов. Поэтому в первую очередь в план выездных процедур включают предприятия, уклоняющиеся от уплаты налогов. Источники информации о недобросовестных налогоплательщиках могут быть разные. Так, анализируются результаты камеральных налоговых проверок.
Обязательно выезжают в компании, которые не отчитываются о своих доходах или сдают нулевые декларации. Подозрение может возникнуть, если данные отчета, поданного организацией, существенно отличаются от данных, подаваемых аналогичными компаниями. Вызывает вопросы также заметное колебание сумм взносов от месяца к месяцу при стабильных объемах выпуска продукции.
Не избежать предприятию выездного налогового аудита и при наличии в прошлом нарушений, а также поступлении в инспекцию от Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, прокуратуры и других ведомств информации о том, что оно скрывает налоги. Кроме того, вероятность включения фирмы в план выездных мероприятий повышается, если она пользуется льготами. Помните: вы будете иметь больше шансов избежать выездной проверки, если ваша организация не будет выделяться на фоне других.
Результатом выездного мероприятия становится подготовленный проверяющим органом акт (в течение 2 месяцев после завершения процедуры). Содержание акта следующее:
- Общие сведения о проверке: проверяющая инстанция; причина, сроки и место проведения. Справка об организации: юридический адрес, чем занимается, кто учредил и т. д.
- Выявленные нарушения со ссылками на Налоговый кодекс РФ. Документы, подтверждающие факт нарушений.
- Выводы и рекомендации инспекторов для устранения обнаруженных нарушений.
Проверенной организации выдают копию акта. В случае отказа от него налоговиками ставится отметка, и бумаги отправляются по почте. Через 6 дней после отправки акт числится полученным.
Если компания не согласна с результатами проверки, считает их недействительными, то она вправе в двухнедельный срок после получения документа заявить об этом в соответствующий орган. Форма письма произвольная, но все опровержения должны быть обоснованны и подтверждены документально.
Виды налоговых проверок по объему работ
Какие виды налоговых проверок предусмотрены Налоговым кодексом РФ?
Налоговый кодекс РФ в зависимости от объема работ выделяет следующие виды налоговых проверок:
- Сплошные (комплексные). Предполагают изучение абсолютно всей документации предприятия. Как правило, комплексно проверяют компании, у которых небольшой документооборот. Проводятся такие проверки и при необходимости возобновления в организации учета.
- Выборочный (тематический) вид. В ходе такой проверки рассмотрению подлежит не вся документация. Анализируются следующие пункты:
- исполняется ли налоговое обязательство по определенному виду налога и другого обязательного взноса в бюджет;
- исполняют ли уполномоченные органы функции по расчету и приему налоговых и других взносов в бюджет;
- исполняют ли органы переданные им обязанности, прописанные в ст. 47 настоящего Кодекса;
- исполняют ли банки, другие финансово-кредитные организации, которые осуществляют банковские операции, функции, предписанные настоящим Кодексом;
- правильно ли осуществляется оборот некоторых категорий товаров, облагаемых акцизным налогом, ведется подакцизная деятельность (некоторые ее типы).
Задача целевых налоговых аудитов (экспресс-аудитов) – проконтролировать, соблюдаются ли требования законодательства по некоторым направлениям финансово-хозяйственной деятельности компании и отдельным финансово-хозяйственным процессам. К ним относятся взаиморасчеты с поставщиками и клиентами, операции внешнеэкономического характера и т. п. Как правило, их включают в комплексные или выборочные процедуры, но возможно и отдельное их проведение.
Как подготовиться к разным видам налоговых проверок
Мы рассмотрели, какие виды налоговых проверок предусмотрены действующим законодательством. Однако нужно знать также, как правильно подготовиться к ним.
1. Приведите первичную документацию организации в соответствие с документацией контрагентов.
В организации и у партнеров экземпляры документов не должны отличаться – подписи, печати и нумерация должны быть одинаковые. Обязательно проверьте это.
Сообщите своим партнерам о вероятности проведения у них встречной проверки.
Их задача – обеспечить готовность к процедуре и подтверждению факта хозяйственной деятельности. Если его не подтвердить, то полученные ими средства, отнесенные на издержки, признают чистой прибылью, на которую начислят НДС, налог на прибыль, а также пеню и штраф. Если вы предупредите контрагентов, то повысится вероятность, что в случае проверки у них они тоже оповестят вас об этом.
Почтовый, юридический и фактический адрес компании должны быть приведены в соответствие.
Для этого вы можете изменить учредительные документы, чтобы юридический адрес совпадал с фактическим, либо встать на учет по местонахождению фирмы.
2. Подготовьте офис к визиту налоговиков.
В офисе нужно оставить только документацию, наличие которой юридически обоснованно и законно. Ограничение сведений, к которым получат доступ инспекторы, должно быть максимально возможным. Уберите все документы в бумажной и электронной форме, а также печати и штампы, которые не относятся к деятельности организации.
3. Выделите для проверяющих отдельное помещение.
Документы для проверки следует принести туда. Не допускайте свободного хождения проверяющих по офису, контактов их с персоналом, исключите доступ к компьютерам. Иначе вы не сможете контролировать поток получаемых ими сведений. В выделенном помещении можно организовать для инспекторов чайный столик.
4. Подготовьте сотрудников к визиту налоговиков.
Сотрудники должны знать, что следует говорить проверяющим, и внятно описывать характер деятельности организации. Лучше, если беседовать с налоговиками будет бухгалтер, ранее участвовавший в прохождении выездных налоговых проверок. Общения с проверяющими остального персонала старайтесь не допускать.
5. Пригласите налогового консультанта, юриста или адвоката.
Задачей профессионала будет защита ваших прав и интересов и направление проверки в нужное вам русло. Налоговый адвокат с хорошим опытом сможет правильно выстроить отношения организации с аудиторами.
Возможно, что проверяющие будут вызывать работников для выяснения некоторых вопросов. При этом расхождение показаний разных людей и сведений в официальных бумагах недопустимо.
К примеру, персонал могут спросить о размере их заработка и сроках перечисления денег на карту, а затем поднять ведомости для сравнения сумм.
6. Будьте готовы к участию в проверке экспертов.
Законом допускается привлечение к аудиту экспертов: юристов, бухгалтеров, оценщиков, отраслевых экспертов и т. д. Назначение экспертизы возможно при необходимости разъяснить вопросы, требующие специальных знаний в науке, искусстве, технике или ремесле. Исходя из арбитражной практики, основанием может послужить необходимость:
- установления подлинности документов;
- восстановления документации;
- уточнения рыночной стоимости продукции, работ, услуг;
- установления факта соответствия материалов, компонентов, используемых предприятием, объемам или технологии производства товаров;
- определения типа выполненных ремонтно-строительных работ (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция).
7. В проведении проверок могут быть задействованы и свидетели.
Свидетелем может выступить любое физическое лицо, владеющее информацией об обстоятельствах, значимых для проведения налогового аудита. Показания свидетеля подлежат занесению в протокол, ознакомление с которым разрешено только ему. Налогоплательщик с содержанием протокола может ознакомиться только после того, как получит на руки акт налоговой проверки.
6 этапов обжалования результатов налоговой проверки
Процедура проверки делится на несколько стадий. Формы выражения несогласия проверяемой компании с действиями и выводами налоговых инспекторов различны и зависят от стадии процедуры.
1. Жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокуратуру правомерны непосредственно в ходе аудита при подозрении на незаконность действий проверяющих.
2. Налогоплательщик может также выразить несогласие с результатами проверки, отраженными в акте. В соответствии с п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ на его составление дается 2 месяца после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки. Возражение на акт следует направлять в налоговую инспекцию, которая и проводила аудит.
Оно должно быть подано в течение одного месяца (согласно п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ) с момента получения акта. Им считается день, в который налогоплательщик или его представитель предоставили расписку, либо шестой день с момента отправки акта по адресу проверенной организации почтой (п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ).
Расписку следует давать, убедившись в том, что в ней стоит реальная дата получения акта. В противном случае времени на то, чтобы подготовить возражения, будет меньше. Если акт доставили почтой, нужно сразу посчитать, с какого числа акт числится полученным. Нередко почтовый пробег оказывается большим установленного в законодательстве, и в таких случаях готовить и подавать возражение придется в сжатые сроки.
Форма подачи возражений – письменная. К ним обязательно нужно прилагать копии документов, являющихся подтверждением доводов возражений. Подавая возражение с копиями документов в проверяющую инспекцию, следует убедиться, что на вашем экземпляре отмечена дата подачи.
Прикрепляемые к возражению документы обязательно нужно указывать в перечне приложений во избежание возникновения споров об их составе. Допускается отправка возражения почтой. Но при этом требуется учитывать время почтового пробега, иначе может возникнуть ситуация, когда документы были отправлены в срок, но задержались в пути и получены налоговым органом уже после вынесения решения.
Нередко при получении возражения от налогоплательщика происходит снятие налоговиками отдельных доводов в ходе рассмотрения актов. В других случаях могут быть инициированы дополнительные процедуры налогового контроля. В случае несогласия проверяемого предприятия и с их результатами оно вправе подать возражение на них (п. 6.1 ст. 101 Налогового кодекса РФ).
В возражении на акт должно содержаться полное и всесторонне отражение как правовых оснований несогласия с доводами, так и документальных. Скрывание «козырей» бессмысленно, поскольку, если спор перейдет на более поздние стадии, раскрытие их неизбежно. Качественно подготовив возражения, компания может сохранить время и силы, поскольку вероятность снятия ошибочных доводов налоговиков до вынесения решения в таком случае высока.
Кроме того, суд увидит, что организация ведет добросовестное и принципиальное отстаивание своей позиции с использованием всех имеющихся правовых механизмов.
3. Также налогоплательщик вправе выразить свое несогласие, когда налоговая рассматривает результаты аудита. На этом этапе компания может предоставить устное несогласие с выводами акта руководителю налоговой инспекции, изучающей результаты проведенной проверки. Допускается также предъявлять документы, являющиеся обоснованием возражения.
При выражении устного несогласия необходимо фиксирование доводов налогоплательщика и указание предоставленных документов в протоколе, ведение которого является обязательным при рассмотрении (п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Настаивайте на том, чтобы ваши доводы внесли в протокол. При отказе инспектора сделать это отметьте данный факт, когда будете подписывать протокол.
4. После рассмотрения результатов аудита руководителем отделения налоговой службы и вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщик может выразить несогласие с ним, соблюдя досудебный порядок обжалования ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган. В данном случае под актом подразумевается не акт с результатами аудита, а решение, вынесенное после их рассмотрения, которое является ненормативным актом налоговой инспекции.
Надо сказать, что сейчас в соответствии с п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган – обязательная стадия, без которой обращение за судебной защитой является невозможным. Если подать заявление в арбитражный суд, не обжаловав решение налоговиков в досудебном порядке, то его рассматривать не будут и возвратят.
На решение о привлечении к налоговой ответственности, которое еще не вступило в силу, можно подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. При этом следует не путать ее с апелляцией, которая подается на решение суда в рамках процессуального законодательства. Обжаловать решение в апелляционном порядке можно в течение месяца, поскольку вступление его в силу происходит через месяц после вручения налогоплательщику (п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ).
Подача апелляционной жалобы осуществляется в отделение налоговой службы, которое вынесло решение, поскольку именно в нем находятся материалы проведенного аудита. Получив апелляцию, налоговый орган направляет ее и все имеющиеся материалы в вышестоящую инстанцию (п. 1 ст. 139.1 Налогового кодекса РФ).
Подача апелляционной жалобы, как и возражений, возможна непосредственно в канцелярию. Кроме того, можно направить ее по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Если компания не успела подать апелляцию в течение месяца, она может обжаловать решение налоговиков уже после вступления его в силу. На этом этапе несогласие выражается в документе, называемом просто жалобой. Подавать ее, в соответствии с п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ, можно в течение года с даты, когда решение было принято (то есть указанной непосредственно в решении).
В случае пропуска и этого срока возможно ходатайство налогоплательщика перед вышестоящим налоговым органом о его восстановлении. При этом потребуется указать, по какой причине срок был пропущен, и обосновать ее уважительность. Решение о восстановлении срока обжалования или отклонении ходатайства принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).
Содержание апелляционной и простой жалобы идентично. В них должно быть включено:
- Наименование вышестоящего налогового органа. Как правило, в тексте указывается, что подача жалобы осуществляется через инстанцию, которая вынесла решение.
- Реквизиты налогоплательщика (наименование организации, адрес, ИНН, контакты (номер телефона, адрес электронной почты)).
- Наименование налогового органа, который вынес обжалуемое решение.
- Доводы заявителя, по которым он судит о незаконности решения.
- Обоснования приведенных доводов нормами закона.
- Доказательства (документы), подтверждающие обоснованность доводов налогоплательщика.
- Расчеты в части сумм налоговых взносов, пеней и штрафов, по мнению организации неправильно осуществленные проверяющей инстанцией.
- Требования организации признать вынесенное решение недействительным в целом или в части, с указанием конкретных частей решения.
- Единоличная подпись исполнительного органа налогоплательщика или доверенного представителя. Если жалобу подписывает представитель, то к ней следует обязательно приложить доверенность на него.
- Необходимо понимать, что налоговая может не рассмотреть жалобу, если для этого есть основания, предусмотренные ст. 139.3 Налогового кодекса РФ.
Согласно общему правилу налогоплательщик не участвует в рассмотрении жалоб вышестоящим налоговым органом. Иногда его участие допускается, но только по решению налоговой службы. Сам он не вправе требовать разрешения участвовать в рассмотрении. Жалобы рассматривают в течение месяца после их получения. При необходимости срок продлевается еще на один месяц. Вступление в силу решения налоговой службы по результатам проверки наступает в день принятия решения по апелляционному обжалованию.
5. После прохождения досудебного порядка обжалования решения по результатам проверки в случае несогласия организации с решением, которое вынес вышестоящий налоговый орган, либо если жалоба не была рассмотрена в установленный срок, возможно обращение за судебной защитой в арбитражный суд. Право налогоплательщика на него прописано в п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ.
Надо сказать, что обжалование решений в отношении физических и юридических лиц осуществляется в разные суды. Процессуальный порядок тоже различается. Жалобы на решения, принимаемые в отношении физических лиц, рассматривает суд общей юрисдикции по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.
Решения налоговой в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц подлежат обжалованию в арбитражный суд по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ. При этом должен соблюдаться порядок, установленный главой 24 этого документа, а также нормами о исковом производстве в части, которая не противоречит положениям главы 24.
На подачу заявления в суд налогоплательщику дается 3 месяца. Подготовить его несложно, поскольку доводы, основания для них и документальное подтверждение уже имеются – они использовались для обжалования решения в вышестоящий налоговый орган. Но не исключено дополнение их другими материалами на стадии судебного обжалования. Исчисление обозначенного срока осуществляется с момента, когда налогоплательщик узнал, что его право было нарушено. То есть с даты получения им решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В заявлении в арбитражный суд должны быть указаны:
- реквизиты налогового органа и руководителя, который принял решение. Нужно учитывать, что если обжалуется решение, вынесенное налоговой инспекцией по результатам проверки, то происходит и одновременное обжалование решения вышестоящего налогового органа, вынесенного по итогам рассмотрения апелляционной жалобы. Поэтому в заявлении должны быть реквизиты обоих налоговых органов;
- реквизиты вынесенных решений (название, номер и дата);
- право заявителя, которое было нарушено;
- законы и другие нормативные акты, требования которых были нарушены при принятии обжалуемого решения;
- требование заявителя признать решение недействительным в целом или в части (с указанием конкретных частей решения).
К заявлению должны быть приложены:
- копия свидетельства о регистрации фирмы;
- обжалуемое решение;
- документы, на которые ссылается налогоплательщик;
- документы о направлении заявления в налоговую службу;
- доверенность представителя;
- документы, подтверждающие, что досудебный порядок был соблюден;
- документы, подтверждающие факт оплаты госпошлины.
Размер госпошлины составляет 3 000 руб., он установлен в пп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ.
Суд рассматривает заявления в течение 3 месяцев. Срок этот может быть продлен до полугода по решению председателя суда.
6. Если арбитражный суд выносит отказ в удовлетворении требований налогоплательщика, то возможно обжалование решения суда в апелляционной и кассационной инстанциях. Порядок апелляции и кассации стандартный процессуальный, прописанный в Арбитражном процессуальном кодексе РФ для искового производства.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством возможно обжалование действий и решений налоговой инспекции как в ходе проверки, так и когда она уже завершена. Активное участие налогоплательщика в аудите способствует формированию позиции для защиты своих интересов в суде. Повысить эффективность защиты можно привлечением к ведению дел высококвалифицированных бухгалтеров и юристов. Работая совместно, они, как правило, добиваются лучших результатов в разрешении такого вида споров.
Получить расчетэкономии