Вопросы, рассмотренные в материале:
- Какие виды проверок в отношении малого бизнеса бывают
- Почему возникла необходимость в защите малого бизнеса от проверок
- Какие направления деятельности малого бизнеса не освобождаются от проверок
- Почему был продлен запрет на проверку малого бизнеса
- Как еще малому бизнесу защититься от проверок
Субъектам малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день приходится сталкиваться в своей деятельности со множеством трудностей. Значительные проблемы представляет повышенное давление со стороны контролирующих органов — учреждений государственной власти и местного самоуправления. Представители этих организаций осуществляют плановые и внеплановые проверки субъектов малого и среднего бизнеса, причем в ходе этих мероприятий нередко допускается нарушение законодательства. Данная проблема признается законодателями, в связи с чем защита малого бизнеса от проверок возведена в ранг государственной задачи.
Какие проверки малого бизнеса бывают
1. Плановые и внеплановые проверки.
Плановая проверка (статья 9 Федерального закона № 294-ФЗ)
В ходе плановой проверки субъектов малого бизнеса контролируется, насколько их деятельность соответствует нормам закона. Под последними понимаются не только государственные, но и региональные правовые акты. Кроме этого, проверяется соответствие заявленной предпринимателями деятельности фактически осуществляемой и соблюдение при этом обязательных требований законодательства.
Любые проверяющие структуры (органы государственного и муниципального контроля) ежегодно разрабатывают графики плановых проверок в соответствии с собственными полномочиями. Эти графики передаются в Генеральную прокуратуру России, где на их основании составляется сводный график проведения плановых проверок. Подобным документом предусмотрено, что с плановой проверкой посетить предприятие контролирующие органы имеют право не чаще одного раза в три года. Прокурорский надзор предоставляет дополнительную защиту от избыточного давления на малый бизнес.
Важно знать: территориальные органы государственного надзора обязаны составить график плановых проверок на год до 31 декабря предшествующего года. Эти сведения размещаются на официальных сайтах контролирующих организаций. На основании таких графиков вышестоящая инстанция — федеральные органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит государственный контроль на федеральном уровне, также до 31 декабря предшествующего года составляют сводные ежегодные планы плановых проверок по отраслям.
Предприятие малого или среднего бизнеса или индивидуальный предприниматель попадает в план плановых проверок, если истекает 3 года после даты:
- государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- завершения предыдущей плановой проверки субъекта малого бизнеса;
- начала предпринимательской деятельности определенного вида, по которой в соответствии с законодательством требуется уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством Российской Федерации на контроль подобной деятельности в соответствующей сфере.
Внеплановая проверка (статья 10 Федерального закона № 294-ФЗ).
Внеплановые проверки предпринимаются контролирующими органами, как правило, по более узким вопросам, а именно: выполнение выданных ранее предписаний надзорных инстанций государственного и муниципального уровня; проведение мероприятия, связанных с устранением угроз жизни и здоровью граждан, окружающей среде (в том числе объектам фауны и флоры); профилактика наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также устранение их последствий; проведение мероприятий, связанных с защитой безопасности государства.
При этом также проверяется соблюдение требований правовых актов федерального и муниципального уровня при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Внеплановая поверка может быть предпринята по следующим основаниям:
1. Контролирующим органом ранее были выданы предписания по факту обнаружения и устранения нарушений в работе субъекта малого бизнеса, и истек срок, предоставленный субъекту для приведения своей деятельности в соответствии с федеральными и муниципальными нормативными актами.
2. В надзорные органы федерального или муниципального уровня поступило заявление от физических, юридических лиц, информация от различных государственных структур, органов местного самоуправления, из источников масс-медиа по следующим фактам:
- наличие потенциальной угрозы жизни и здоровью граждан, вреда для окружающей среды (в том числе для объектов флоры и фауны), культурным и историческим памятникам на территории Российской Федерации, безопасности страны, угроза возникновения техногенных и природных катастроф;
- нанесение вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде (в том числе объектам флоры и фауны), культурным и историческим памятникам на территории Российской Федерации, безопасности страны; возникновение техногенных и природных катастроф;
- обращения граждан для защиты прав потребителей по факту их нарушения.
3. Проверка проводится в рамках надзора за соблюдением законов по приказу (распоряжению) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданному в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка объектов малого бизнеса может быть осуществлена только по согласованию с органом прокуратуры в месте размещения субъекта предпринимательства. Исключением из этой нормы являются факты обращения граждан в контролирующие инстанции с жалобами с целью защиты прав потребителей при их нарушении.
Прокуратура может отказать в проведении внеплановой проверки по следующим основаниям:
- к заявлению на согласование проведения внеплановой выездной проверки субъекта малого бизнеса не приложены документы, обосновывающие ее необходимость;
- заявленные для проведения внеплановой выездной проверки основания не соответствуют положениям части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
- при оформлении решения о проведении внеплановой выездной проверки государственным или муниципальным надзорным органом допущены нарушения требований Федерального закона № 294-ФЗ;
- проведение внеплановой выездной проверки нарушает федеральные законы, постановления Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;
- заявленная органами государственного или муниципального контроля причина для внеплановой выездной проверки не соответствует полномочиям соответствующего органа;
- внеплановая выездная проверка субъекта малого бизнеса инициирована несколькими контролирующими структурами государственного или муниципального уровня, причем предметом контроля является одинаковый перечень требований, регламентированных муниципальными нормативными документами.
2. Выездные и невыездные проверки.
Проверки субъектов малого бизнеса надзорными органами могут быть камеральные (документарные, невыездные) и выездные (Федеральный закон № 294-ФЗ).
Статья 11 Федерального закона № 294-ФЗ устанавливает предметом документарной проверки следующее: правоустанавливающие документы субъекта малого бизнеса, в которых содержится информация о его организационно-правовой форме, правах и обязанностях. Кроме того, контролируются документы, позволяющие оценить соответствие фактической деятельности предпринимателя или организации положениям правовых актов государственного и муниципального уровня, в том числе исполнение выданных ранее предписаний органов государственного и регионального контроля.
Специалисты контролирующих органов государственного и муниципального уровня проводят документарные невыездные проверки субъектов малого бизнеса на своих рабочих местах. При этом в первую очередь анализируются документы, которые имеются в распоряжении надзорных инстанций. К таковым относятся уведомления от предпринимателей о начале осуществления отдельных видов деятельности, акты предыдущих проверок, постановления и протоколы по фактам административных правонарушений, иные материалы, касающиеся деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых выполняется документарная проверка.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 294-ФЗ надзорные инстанции предпринимают выездную проверку субъектов малого бизнеса по следующим аспектам: информация, содержащаяся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя; соответствие заявленного и фактического количества наемного персонала; состояние находящегося в собственности и используемого имущества — недвижимости, транспортных средств, основных средств производства и прочих объектов; продукция производства и товары, реализуемые подконтрольным субъектом; соответствие деятельности требованиям правовых актов федерального и муниципального уровней.
Важно знать: как только должностные лица государственных или муниципальных контролирующих инстанций прибывают в расположение юридического лица или индивидуального предпринимателя с целью проведения выездной проверки, они обязаны предъявить свои служебные удостоверения, а также ознакомить руководителей предприятия малого бизнеса или их уполномоченных представителей с приказом главы надзорного органа.
В данном документе должна содержаться информация о том, на каком основании и с какой целью проводится выездная проверка предприятия или ИП, перечислены мероприятия, которые планируется провести, определен состав экспертной группы, в том числе обозначены привлеченные специалисты сторонних организаций, если таковые имеются. А также установлены сроки, в течение которых должна быть выполнена проверка. Неисполнение контролирующими органами вышеуказанных положений является поводом для субъекта малого бизнеса обратиться в соответствующие инстанции за защитой своих прав.
В обязанности руководства проверяемого предприятия или ИП входит создание условий сотрудникам контролирующих органов для надлежащего выполнения их обязанностей. То есть субъект малого бизнеса предоставляет в распоряжение инспекторов документацию, относящуюся к вопросам, включенным в предмет проверки (если бумаги не предоставлялись ранее в рамках проведения документарной проверки).
Также экспертная группа должна быть допущена на территорию контролируемого объекта, к его зданиям и сооружениям с целью ознакомления с производственными процессами, используемым оборудованием, транспортными средствами и их грузом, выпускаемым продуктом.
Из вышесказанного вытекает, что инспекторы прибывают на место непосредственного расположения мощностей субъекта малого бизнеса, где фактически осуществляется его деятельность.
Выездная проверка может быть инициирована после проведения документарной, если в ходе последней:
- не удалось получить полную информацию относительно определенных видов деятельности, о начале которых субъект малого бизнеса направил уведомление. Имеются основания сомневаться в полноте и достоверности данных, предоставленных юридическим лицом или ИП;
- появилась необходимость проконтролировать, насколько деятельность предприятия или индивидуального предпринимателя соответствует положениям законов и прочих правовых актов федерального и муниципального уровней, вне рамок соответствующего контролирующего мероприятия.
Важно знать: статьей 2 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ) вводится должность уполномоченного по защите прав предпринимателей. В его функции входит защита субъектов малого и среднего бизнеса, как российских, так иностранных. Помимо этого, одной из функций уполномоченного является контроль деятельности государственных структур (органов исполнительной власти федерального, регионального и местного значения) в части соблюдения ими прав и законных интересов субъектов предпринимательства на подконтрольных им территориях.
С целью защиты малого бизнеса от проверок уполномоченный принимает и рассматривает заявления предпринимателей в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона № 78-ФЗ. Предприниматель для защиты своих прав может направить жалобу уполномоченному, которому на рассмотрение обращения отводится 10 дней. Жалоба принимается в производство, или по ней выносится решение с отказом, о чем заявитель должен быть проинформирован в течение 3 дней с того момента, как документ поступит уполномоченному.
При положительном решении уполномоченный принимает меры для защиты нарушенных прав и интересов предпринимателя, о чем информирует заявителя как минимум один раз в течение 60 дней.
Как защитить свой бизнес от выездной налоговой проверки:
Законодательство в сфере защиты малого бизнеса от проверок
Для субъектов малого и среднего предпринимательства постоянное давление со стороны контролирующих государственных органов сильно осложняет ведение деятельности. Это проблема признана на государственном уровне, что привело к появлению ряда правовых актов, связанных с защитой малого бизнеса от проверок.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Основным законодательным документом является одобренный президентом РФ и принятый Федеральным собранием Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Основополагающими его нововведениями, обеспечивающими дополнительную защиту малого бизнеса от проверок, являются следующие:
1. На 3 года с 2016-го до конца 2018-го был введён мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства, такая мера была введена впервые. В последующем, в 2019 году, данный период продлен до 2020-го, об этом речь пойдет ниже.
2. Если предприниматель на сайте контролирующей организации в графике плановых проверок обнаружил свое предприятие, это означает нарушение моратория. В таком случае следует принять меры по защите и выдвинуть надзорным органам требование по исключению субъекта малого бизнеса из плана проверок.
3. В обязанности сотрудников надзорных органов в настоящее время входит разъяснение контролируемым субъектам положений законов по защите их прав, о которых было сказано выше. Если предприниматель предоставляет документальные доказательства того, что он является представителем малого или среднего бизнеса, то проверка в отношении него должна быть прекращена.
4. Под мораторий по защите малого бизнеса от проверок не попадают предприятия, деятельность которых ведется в сферах, представляющих определенную опасность для людей и окружающей среды или связаны с жизнеобеспечением. Так, проверки осуществляются по прежним нормам в следующих случаях:
- пожарный надзор и проверка безопасности – для промышленных предприятий и гидротехнических сооружений 1 и 2 класса опасности;
- экологический контроль – на предприятиях, имеющих выбросы и сбросы в окружающую среду, относящиеся к 1 и 2 классам опасности;
- проверка радиационной безопасности деятельности, в ходе которой применяется атомная энергия;
- контроль предприятий, обладающих государственной тайной;
- проверка управляющих организаций, которые осуществляют хозяйственную деятельность многоквартирных домов, на предмет соблюдения положений лицензии;
- надзор за деятельностью аудиторских компаний.
Подобные меры легко объяснить — если деятельность вышеуказанных предприятий осуществляется с нарушениями, то возникает угроза жизни и здоровью людей.
5. Если контролирующие органы предприняли проверку субъекта малого бизнеса в обход моратория, то это является грубым нарушением закона, а результаты проверки считаются нелегитимными.
6. С целью защиты малого бизнеса от проверок, снижения реальных затрат при проведении контрольных мероприятий для обеих сторон (надзорных органов и подконтрольных объектов) ФЗ № 294-ФЗ устанавливается классификацию хозяйствующих субъектов по соответствующим классам опасности. В ее основу положена оценка возможного ущерба при несоблюдении предприятием требований законов. Также оцениваются риски на основе вероятности нарушения правовых актов.
Данная совокупность правил и критериев оценок (которые устанавливаются правительством России) представляет собой систему риск-ориентированного подхода, понятие которого введено вышеуказанным законом с 1 января 2018 года.
7. Все предприятия, деятельность которых не входит в список исключений, имеют предоставленную законом защиту от проверок на трехлетний период. Следует изучить соответствующие положения закона, чтобы отстаивать свои права в том случае, если какие-либо контролирующие инстанции захотят провести проверку.
Почему был продлен запрет по вопросу защиты малого бизнеса от проверок
Федеральным законом, принятым Госдумой и Советом Федерации, с начала 2019 года запрещаются все неналоговые проверки субъектов малого и среднего бизнеса. В соответствии с тем же нормативным документом мораторий продлевается еще на 2 года, защита малого бизнеса от проверок продолжится в 2019 и 2020 годах.
Законодатели предоставили субъектам малого бизнеса (в частности, использующим упрощенную систему налогообложения, ЕНВД; ИП) защиту от плановых проверок со стороны пожарных, трудовых и прочих инспекций. При этом за надзорными органами остается право на внеплановые визиты на предприятия.
В каких случаях это может быть? Например, трудовая инспекция вправе выехать с проверкой, если к ним поступила жалоба от сотрудника предприятия на невыплату зарплаты в срок. Также не защищены от проверок предприятия, работающие в области здравоохранения, образования, энергетики (в том числе снабжающие предприятия) и т. д. Кроме того, налоговая инспекция также вправе проводить выездные и камеральные проверки в прежнем объеме.
Контрольные мероприятия, которые проводят представители различных организаций, за исключением фискальных служб, называются неналоговыми проверками. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в течение 2019 и 2020 годов предоставляется защита малого бизнеса от проверок таких инстанций, как пожарная, трудовая, экологическая инспекции, санэпидемстанция, надзорные органы структур местного самоуправления и пр.
Однако данное положение не распространяется на предприятия, занятые в социальный области, в сфере здравоохранения, энергоснабжения и теплоснабжения, образования (п. 9 ст. 9 закона № 294-ФЗ и постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944). Также не могут рассчитывать на защиту от проверок те субъекты малого бизнеса, допустившие на протяжении предыдущих трех лет значительные нарушения в сфере безопасности производства, а также грубые проступки, следствием которых могло стать лишение лицензии, приостановка работы предприятия, дисквалификация руководства.
Также не предоставляется защита малого бизнеса от проверок со стороны органов прокуратуры. Обычно подобные надзорные мероприятия являются следствием поступивших в прокуратуру жалоб сотрудников проверяемых компаний. Если работник считает, что его трудовые права были нарушены, то он обращается в различные инстанции за защитой, и в первую очередь — в прокуратуру. Такое заявление является достаточным основанием для проверки субъекта малого бизнеса.
Кто из малого бизнеса не освобожден от плановых проверок в 2019 году по новому закону:
- Организации и частные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и занятые в сфере здравоохранения: клиники, аптеки.
- Субъекты малого и среднего бизнеса, предоставляющие услуги в образовательной сфере: учреждения для детей дошкольного возраста, обучающие центры.
- Предприятия и индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения, предоставляющие услуги в социальной сфере: коммунальные, транспортные (пассажироперевозки) и пр.
- Субъекты малого бизнеса, занятые энергоснабжением (обеспечение электро- и теплоэнергией).
- Организации и индивидуальные предприниматели, в деятельности которых за период с 2016 по 2018 годы включительно были зафиксированы грубые нарушения законодательства, за которые предусмотрены санкции в виде лишения лицензии, дисквалификации руководства или приостановки деятельности.
Что будет, если проверка пройдет вопреки мораторию?
Проверка компании или индивидуального предпринимателя, состоящего в реестре субъектов малого и среднего бизнеса, квалифицируется как грубое нарушение закона о государственном и муниципальном контроле. Защита предприятия или ИП в этом случае выражается в том, что результаты такой проверки будут признаны недействительными.
Какие еще есть способы защиты предпринимателей от проверок
Каким образом может быть организована защита предприятий и ИП от неправомерных проверок со стороны надзорных органов? Существует четыре способа, которыми предприниматели могут отстоять свои права:
- Заявление направляется в органы прокуратуры РФ в том регионе, где ведется деятельность субъектом малого бизнеса. Подобные обращения рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре).
- При подаче жалобы можно использовать административный порядок, то есть обращение направляется вышестоящему руководству надзорной инстанции, которая инициировала неправомерную проверку. На конкретное должностное лицо можно пожаловаться его руководству.
- Защиту малого бизнеса от проверок осуществляют и судебные инстанции. Если проводится незаконная проверка каким-либо надзорным органом или его сотрудником, то это может быть поводом для обращения в суд с исковым заявлением в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
- Подобные вопросы находятся и в компетенции Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в соответствующих субъектах Российской Федерации.
Представители малого бизнеса вправе обратиться за защитой своих интересов в следующих случаях:
1. Для плановой проверки нет оснований:
- на подконтрольное предприятие в виде заказного почтового отправления (с уведомлением или без такового) было направлено уведомление о предстоящем мероприятии в виде копии распоряжения (приказа) главы надзорной инстанции государственного или муниципального уровня о назначении плановой проверки, но при этом нарушен установленный срок — минимум за 3 дня;
- подконтрольное предприятие не было поставлено в известность о назначении плановой проверки.
2. Уведомление о назначении внеплановой проверки направлено субъекту малого бизнеса с нарушением установленных сроков:
- уведомление о начале проверки направлено юридическому лицу или ИП менее чем за 24 часа до ее начала. Это положение не распространяется на внеплановые выездные проверки, основания для которых изложены в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
3. В составе комиссии при проведении контролирующих мероприятий находятся в качестве экспертов физические лица и представители организаций, не имеющих надлежащую аттестацию и аккредитацию соответственно.
4. Контролирующие органы проводят внеплановую проверку, не имея на то надлежащих оснований, а именно:
- отсутствуют заявления от юридических и физических лиц, сведения от органов власти федерального и регионального уровней, от средств массовой информации о наличии угроз здоровью и жизни населения, вреда окружающей среде (в том числе объектам флоры и фауны), безопасности государства, а также риска опасных ситуаций в результате чрезвычайных природных явлений и техногенных аварий;
- деятельность субъектов малого бизнеса не наносит вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде (в том числе объектам флоры и фауны), памятникам культуры народов России и прочим объектам;
- отсутствуют проявления чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными причинами;
- не были нарушены права потребителей (в том числе при наличии заявления граждан, обратившихся за защитой своих интересов).
Не являются основанием для внеплановых проверок и заявления анонимного характера, поступающие в государственные и муниципальные контрольные органы. Также проверка не может быть инициирована, если в таком заявлении отсутствует информация об имевших место фактах нарушения законодательства в ходе деятельности субъектов малого предпринимательства.
5. Имеются предусмотренные законом основания для проведения внеплановой выездной проверки субъекта малого бизнеса, но контрольные мероприятия не согласованы с местными органами прокуратуры.
6. В ходе осуществления контрольных мероприятий превышено время пребывания инспекторов на территории юридического лица или индивидуального предпринимателя. Общий срок проверок в течение года для субъектов малого предпринимательства должен быть не более 50 часов, а для микропредприятий — 15 часов.
7. Контролирующие органы федерального или муниципального уровня предпринимают проверку при отсутствии соответствующего приказа своего руководства.
8. Инспектор в ходе проверки требует предоставить документы, не имеющие отношения к кругу вопросов, являющихся предметом контроля.
9. По итогам проверки инспекторы не предоставили акт.
10. В состав экспертной группы входят физические лица и представители организаций, имеющие трудовые и гражданско-правовые отношения с субъектом малого бизнеса, деятельность которого и проверяет данная группа.
Если контролирующими органами федерального и местного уровня допускаются вышеуказанные нарушения в отношении субъекта малого бизнеса, то он может обратиться за защитой своих прав в соответствующие инстанции. Рассмотрение подобных вопросов находится в компетенции прокуратуры Российской Федерации (в соответствии с Законом о прокуратуре), обязанностью которой является контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации органами надзора и их сотрудниками.
Кроме этого, защиту нарушенных прав предпринимателей обеспечивают судебные органы, куда также можно обращаться с исковыми заявлениями по факту неправомерных проверок.
Получить расчетэкономии