Вопросы, рассмотренные в материале:
- Кто имеет право на упрощенное ведение бухгалтерского учета
- Как организовать упрощенное ведение бухгалтерского учета
- Какими способами можно упростить бухгалтерский учет
С недавних пор часть организаций могут вести бухгалтерский учет по упрощенным правилам. Упрощенное ведение бухгалтерского учета, методы его организации – тема нашей сегодняшней статьи.
Кто имеет право на упрощенное ведение бухгалтерского учета
На сегодняшний день существует две группы предприятий, для которых четко установлены правила формирования достоверной бухгалтерской отчетности, но с разной степенью информативности для пользователей:
- Компании, которым государство предоставило право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность (п. 4 ст. 6 закона 402-ФЗ).
- Компании, которые не могут вести упрощенный бухгалтерский учет.
Остановимся на каждой группе более подробно.
1. Компании, обладающие правом ведения упрощенного бухгалтерского учета.
Согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ правом ведения упрощенного БУ наделены представители малого бизнеса, не попадающие под обязательный аудит.
В указанный нормативный акт были внесены дополнения, которые нашли отражение в статье 11 ФЗ № 334 от 04.11.2014.
Согласно ее положениям упрощенная система ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности стала доступна таким субъектам экономической деятельности, как:
- субъекты малого предпринимательства;
- компании, деятельность которых носит некоммерческий характер;
- компании, имеющие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов. Регламентирующим документом в данном случае является ФЗ № 224 «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010.
В основном это компании, которые:
- не размещают свои ценные бумаги на рынке;
- не занимаются привлечением инвесторов любыми иными методами.
Отчетность данных фирм имеет значение исключительно для ее руководящего состава и учредителей. Поскольку нет третьей стороны, которая могла бы проявить интерес к деятельности таких фирм, а следовательно, и к их отчетной документации, то и недостоверность документов не может повлечь за собой нарушения прав этой стороны. Этим и объясняется наличие послаблений в методике ведения БУ и подготовки бухгалтерской отчетности, предоставляемым таким организациям государственными органами.
Налоги 2019. Новые налоги и изменения в России в 2019 году:
Эти компании не относятся к общественно значимым.
Наше государство заинтересовано в увеличении общего числа таких компаний. Для того чтобы аргументировать данное утверждение, достаточно провести анализ гарантии стабильности статуса субъекта малого бизнеса на протяжении достаточно большого временного периода.
Так, четыре года назад государство повысило предельный лимит выручки, необходимый для отнесения организации к субъекту малого предпринимательства. Кроме того, были увеличены и общая численность штата компаний, и максимальные доли участия в капитале для фирм, претендующих на звание субъекта малого предпринимательства, иностранных лиц и юридических лиц, которые не являются субъектами малого и среднего бизнеса.
Также был введен увеличенный гарантированный период для тех компаний, которые превысили предельные значения по численности сотрудников или финансовому обороту за отчетный период. Другими словами, был увеличен срок, необходимый для того, чтобы исключить компанию из числа субъектов малого бизнеса. Регламентирующий документ – ФЗ № 156 от 29.06.2015 (подп. «в» п. 2 ст. 5).
2. Компании, не обладающие правом ведения упрощенного БУ.
К данной группе относятся:
- акционерные общества. Регламентирующий документ – подп. 1 п. 1 ст. 5 ФЗ № 307;
- общества с ограниченной ответственностью при условии, что они производят выпуск ценных бумаг, имеющих допуск к организованным торгам. Регламентирующий документ – подп. 2 п. 1 ст. 5 ФЗ № 307;
- все компании, получившие в 2015 году, по данным бухгалтерского учета, выручку, величина которой составила более четырехсот миллионов рублей. Регламентирующий документ – подп. 4 п. 1 ст. 5 ФЗ № 307;
- все компании, имеющие на своем балансе имущество, стоимость которого на 31.12.2016 превысила шестьдесят миллионов рублей. Регламентирующий документ – подп. 4 п. 1 ст. 5 ФЗ № 307;
- все компании, которые согласно действующему законодательству обязаны подвергаться аудиторской проверке. Регламентирующий документ – подп. 6 п. 1 ст. 5 ФЗ № 307.
Эти предприятия лишены права применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, поскольку они попадают под условия реализации защитной политики, которая охраняет имущественные интересы настоящих и возможный инвесторов, граждан, кредиторов, а также всех тех, кто вступает с данными компаниями в отношения гражданско-правового характера.
Исходя из того, что бухгалтерская отчетность указанных фирм имеет отношение к имущественным интересам третьих сторон, ее достоверность должна гарантировать им возможность принятия экономически верных решений. Другими словами, отчетность обязана содержать реальные показатели финансовой деятельности компании, на основании которых может быть составлен экономический прогноз.
Организация упрощенного бухучета
Возможность применения упрощенной системы ведения бухгалтерского учета должна быть прописана в учетной политике каждой фирмы. В ней же необходимо зафиксировать: действующий план счетов по ведению БУ, используемые формы первичной документации, алгоритм ведения инвентаризационных мероприятий по БУ имущества компании и ее обязательств, правила документооборота, методику обработки учетной информации, алгоритм ведения контроля за правильным отражением операций.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Кроме того, необходимо сформировать методику ведения упрощенного БУ и способов ее реализации.
Компании могут уменьшить число синтетических бухгалтерских счетов. Для этого стоит внести соответствующую информацию в учетную политику, а именно в рабочий план бухгалтерских счетов. Например:
- производственные запасы могут быть учены на счете 10 «Материалы». Данный счет заменит собой следующие счета: 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»;
- затраты, возникающие в связи с производством и реализацией продукции (работ, услуг), могут быть учтены на счете 20 «Основное производство». Данный счет заменит собой следующие счета: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
- готовая продукция и товары могут быть учтены на счете 41 «Товары». Данный счет заменит собой следующие счета: 41 «Товары», 43 «Готовая продукция»;
- задолженности компании по дебету и кредиту могут быть учтены на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Данный счет заменит собой следующие счета: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;
- денежные средства, хранящиеся в банковских организациях, могут быть учтены на счете 51 «Расчетные счета». Данный счет заменит собой следующие счета: 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»;
- капитал компании может быть учтен на счете 80 «Уставный капитал». Данный счет заменит собой следующие счета: 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»;
- финансовые результаты могут быть учтены на счете 99 «Прибыли и убытки». Данный счет заменит собой следующие счета: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».
Компании вправе вести БУ кассовым методом.
Применение данного метода ведения БУ характеризуется признанием доходов (выручки) и расходов в порядке поступления денежных средств в компанию от покупателей и заказчиков, оплаты или погашения задолженности за купленные товары, работы, услуги.
Ведение БУ с применением кассового метода целесообразно для тех компаний, которые находятся на специальных режимах налогообложения, таких как УСН, ЕНВД, ЕСХН.
Для компаний, использующих ОСНО, ведение БУ кассовым методом может повлечь за собой расхождение в правилах признания доходов и расходов применительно к налоговому и бухгалтерскому учетам.
Как можно упростить ведение бухучета
Единых стандартов по переходу на упрощенную систему ведения бухгалтерского учета не существует. Однако в ПБУ отражены некоторые упрощенные методы. Компания вправе сама решать, какие упрощенные методы использовать и использовать ли вообще. Решение должно приниматься на основе анализа изменений в отчетности, которые повлечет за собой внедрение упрощенного бухгалтерского учета.
Основным способом внедрения упрощенного учета является формирование сокращенной отчетности.
Ее применение не зависит от того, внедрила компания другие методы упрощения ведения БУ или нет.
Налоги ИП и взносы:
Бывают ситуации, когда компания не находит в стандартах подходящего для себя способа упрощенного бухгалтерского учета. Тогда она может выбрать свой метод упрощения ведения БУ исходя из критерия рациональности. Таковыми могут выступать расходы на БУ или значимость сведений, попадающих в отчетность.
Все упрощенные методы, выбранные компанией, должны найти отражение в ее учетной политике.
1. Снижение стоимости ОС.
Данный упрощенный метод ведения БУ особенно выгоден тем предприятиям, которые находятся на ОСНО и рассчитывают имущественный налог исходя из остаточной стоимости объекта. Выгода появляется при уплате платежей по имущественному налогу, поскольку их величина снижается за счет уменьшения стоимости активов компании. Стоимость ОС может быть учтена по цене продающей организации, в том числе и расходы на проведение монтажных работ.
Консультационные расходы и выплаты посредническим организациям могут быть списаны в момент их возникновения. Использование данного метода упрощения ведения бухгалтерского учета должно начинаться с начала года. При этом первоначальная стоимость ОС определяется по активам, поставленным на бухгалтерский учет в текущем году. Изменение стоимости активов ведет к необходимости перерасчета амортизации.
Проводки:
Хозяйственная операция |
Проводка |
Уменьшение стоимость ОС |
Сторно Дт 01 Кт 08 |
Уменьшение расходов по капитальным вложениям |
Сторно Дт 08 Кт 60 |
Списание расходов |
Дт 20 (23–26, 44) Кт 60 |
Перерасчет амортизации |
Сторно Дт 20 (23–26, 44) Кт 02 |
Учет расходов на приобретение и монтаж ОС |
Дт 08 Кт 60 |
Списание расходов |
Дт 20 Кт 60 (76) |
2. Полное списание расходов на дорогостоящий инвентарь.
Данный метод упрощения ведения БУ выгоден всем предприятиям, поскольку нет необходимости производить расчет амортизации инвентаря. Инвентарь, стоимость которого превышает сорок тысяч рублей, может быть списан сразу при постановке на бухгалтерский учет. Амортизация же начисляется в размере стоимости инвентаря. Компания должна сформировать карточку учета по форме ОС-1 на такой инвентарь. Учет производится по счету 01.
Проводки:
Хозяйственная операция |
Проводка |
Учет расходов на покупку инвентаря |
Дт 08 (19) Кт 60 |
Списание амортизации |
Дт 20 Кт 02 |
3. Увеличение периодов между начислениями амортизации.
Данный метод упрощенного ведения бухгалтерского учета стоит применять организациям, освобожденным от необходимости платить имущественный налог, а также тем организациям, которые рассчитывают его по кадастровой стоимости. Амортизация ОС может производиться один раз в месяц, квартал или год. Выбор остается за организацией.
4. Проведение операций по списанию материалов в день их приобретения.
Применение данного метода упрощения ведения бухгалтерского учета будет целесообразно для компаний, находящихся на упрощенном режиме и производящих расчеты с поставщиками либо в день приобретения материалов, либо авансовыми платежами. Бухгалтерский учет материалов (товаров) может быть произведен по цене продающей организации. Все иные затраты, связанные с покупкой материалов, списываются в момент их возникновения. К ним относятся таможенные пошлины, плата за посреднические услуги, расходы на транспортировку, страховые расходы и т. д.
Микрофирмы имеют право воспользоваться таким методом ведения учета относительно всех материальных запасов. Остальные предприятия могут производить списание в день покупки.
Активы, поступающие на счета 10 и 41, компания вправе не принимать к учету, а проводить списание на дебет счета затрат.
Проводки:
Хозяйственная операция |
Проводка |
Учет расходов по материалам (товарам) |
Дт 20 (23–26, 44) Кт 60 |
5. Единовременное списание НМА.
Метод упрощения учета подходит компаниям, имеющим НМА. Метод исключает необходимость ведения отдельного учета НМА и начисления амортизации. Списание НМА может проводиться одновременно. В ситуации, когда компания проводила начисление амортизации до внедрения этого метода упрощенного ведения бухгалтерского учета, ей необходимо будет провести списание остаточной стоимости.
Проводки:
Хозяйственная операция |
Проводка |
Списание НМА |
Дт 20 (23–26, 44) Кт 04 |
Учет расходов на покупку НМА |
Дт 20 (23–26, 44) Кт 60 (70) |
Получить расчет
экономии