Вопросы, рассмотренные в материале:
- Каковы общие правила приемки товара
- Как принять товар по количеству и качеству
- Какие документы должны быть при приемке товара
- Что делать при несовпадении количества товара на приемке
Одним из наиболее важных вопросов в работе торгового объекта считаются правила приемки товара. Поставляемая продукция может оказаться бракованной, просроченной и обладать другими характеристиками, отличными от сведений прилагаемой документации. Поэтому складским работникам необходимо соблюдать правила приемки товара. Это позволяет оградить себя от ошибок и бизнес от потери прибыли.
Общие правила приемки товара
Пункт о правилах приемки товара на склад отсутствует в договорах, поэтому процедура передачи и приемки определяется складским работником и экспедитором.
Соблюдение общих правил приемки товара позволит избежать промахов при подсчете количества продукции и определении ее качества:
- Соответствие поступившего весового товара и указанного веса в документах проверятся только посредством взвешивания.
- При определении поступившего количества штучной, весовой и объемной продукции необходимо использовать различные способы проверки.
- При поступлении объемной продукции ее подсчет производится по количеству выгруженных мест.
- Неповрежденная тара позволяет принимать продукцию по данным, указанным на ней. Пометка о том, что упаковка не вскрывалась, должна быть проставлена в товаросопроводительных документах (ТСД).
- Выборочно может быть проведена проверка качества запакованной продукции.
- Правила приема товара на склад предполагают, что, материальная ответственность может быть возложена на складского работника, но в этом случае с ним подписывается договор о материальной ответственности.
- Большое количество поставщиков предполагает составление графиков поставки продукции.
- Наличие нескольких складских работников позволяет распределить между ними поставщиков.
- Наличие отличий поступающей продукции от информации в сопроводительных документах требует составления акта.
- Согласно правилам в случаях, когда брак выявлен после приемки продукции в закрытой упаковке, необходимо известить поставщика и сохранить упаковку.
Правила приемки продовольственных товаров и скоропортящейся продукции предполагают определенные сроки проверки, которые должны быть также указаны в договоре приемки. Необходимо соблюдать следующие сроки:
- при поставке из других городов: сутки для скоропортящейся продукции и 20 дней для остальной;
- при поставке в пределах одного города: 4 часа для скоропортящейся продукции и 10 дней для остальной.
Согласно договору эти сроки могут быть изменены, если продукция имеет особую специфику.
Правила приемки товаров по количеству и качеству
Вид продукции, ее количество, комплектность, соответствие нормам и стандартам, в случае если они предусмотрены, являются обязательным пунктом договора поставки.
Важно! Правила приема продукции по количеству и качеству должны соответствовать нормативно-правовым актам, обязательным требованиям законодательства о техническом регулировании либо договорам (абз. 2 п. 1 ст. 474, абз. 2 п. 2 ст. 513 Гражданского кодекса РФ).
Также необходимо соблюдать Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. постановлением Госарбитража СССР 25.04.1966 № П-7), а также Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. постановлением Госарбитража СССР 15.06.1965 № П-6).
Перечисленные инструкции используются при судебных разбирательствах (абз. 2 п. 2 ст. 513 Гражданского кодекса РФ), в случаях, когда в договоры не включен пункт о правилах приема продукции (постановление 10 ААС от 23.01.2014 по делу № А41-20012/12, постановление 17 ААС суда от 14.06.2013 № 17АП-5652/2013-ГК по делу № А50-18384/2012, постановление 13 ААС от 24.11.2011 по делу № А56-13517/2011).
Согласно п. 1 ст. 513 Гражданского кодекса РФ покупатель обязан принять продукцию, руководствуясь существующим регламентом. При этом выборка и передача товара может осуществляться на складе поставщика или продавец доставляет товар на склад покупателя.
В соответствии с законодательством существуют определенные правила приемки товара по количеству и качеству, которые необходимо соблюдать.
Правила для покупателя |
Правила для поставщика |
Визуальный осмотр продукции для проверки качества и количества согласно договору. |
Сообщить покупателю, где именно он может выбрать товар. |
Уведомить поставщика в письменной форме о расхождении количества товара и составить требование о поставке недостающего товара или о возвращении излишка. |
Проверить полномочия представителя покупателя при выборке. |
Уведомить поставщика в письменной форме о продукции ненадлежащего качества и составить требование о ее замене. |
Убедиться, что покупатель надлежащим образом оформил приемку товара, внес данные в товаросопроводительные документы и акты. |
Если товар или его часть не была принята, то необходимо осуществить ответственное хранение до момента возвращения его поставщику. |
После получения от покупателя документов о недостатке товара, излишнем количестве или его ненадлежащем качестве направить своего представителя с документами, подтверждающими личность и полномочия, для урегулирования проблем и составления соответствующей документации. |
При несоблюдении данных правил покупатель может получить некачественную продукцию в объеме, отличным от запланированного (постановление АС МО от 28.07.2015 по делу А40-89393/14), а поставщик может потерять выручку, оставшись без оплаченной поставки (постановление АС МО от 21.09.2015 № Ф05-12369/15 по делу № А40-20678/15).
Правила приемки товаров по количеству
В первую очередь необходимо обратить внимание на обязательное наличие в договоре информации о наименовании и количестве продукции. В случае отсутствия этих условий договор считается незаключенным (постановление АС МО от 03.09.2015 № Ф05-11749/15 по делу № А40-140504/14, п. 1 информационного письма ВАС РФ «Обзор судебной практики…» от 25.02.2014 № 165).
Обратите внимание! Если поставщик поставил товар в меньшем количестве (недопоставка) – это нарушение договора.
При возникновении такой ситуации покупатель имеет право:
- Требовать поставку недостающего количества продукции. Это требование предъявляется при условии, что срок действия договора не завершен, иначе должна быть возвращена оплата за продукцию и произведено возмещение убытков (ст. 393 Гражданского кодекса РФ). В случае частичной оплаты покупатель может требовать поставки только оплаченной части товара.
- Требовать компенсации затрат на приобретение аналогичной продукции у другого поставщика (п. 1 ст. 520 Гражданского кодекса РФ).
- Требовать выплаты неустойки (п. 1 ст. 520 Гражданского кодекса РФ).
- Отказаться от приемки продукции неверного количества в случае, если согласно договору товар должен быть поставлен строго в указанные сроки (п. 2 ст. 457 Гражданского кодекса РФ).
До рассмотрения вопросов по правилам оформления продукции при приемке следует уделить внимание проверке соответствия качественных показателей товара условиям договора поставки.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Интересы покупателей при покупке продукции ненадлежащего качества защищены ст. 475 Гражданского кодекса РФ. Требования по качеству также изложены в ст. 469 Гражданского кодекса РФ (определение ВС РФ от 15.09.2015 по делу А59-1045/14).
Очень часто доказать то, что продукция не соответствует качеству, достаточно сложно. В законе не содержится прямых указаний, по каким именно критериям оценивается кондиция товара, что приводит к определенным проблемам для покупателя (постановление 11 ААС от 24.09.2014 № 11АП-2207/14, определение ВАС РФ от 31.07.2014 № ВАС-10400/14 по делу А73-3055, постановление 7 ААС от 22.04.15 № 7АП-2558/15). Можно принять во внимание имеющуюся практику судебных споров. Если же сторонам не удается найти компромиссное решение, необходимо обратиться в судебные инстанции.
Доказательства могут быть следующие:
- в договоре указаны качественные характеристики, но поставленная продукция им не соответствует. Качество поставляемой продукции не отвечает обязательным требованиям законодательства о техническом регулировании (постановление АС МО 23.10.2015 № Ф05-14399/15, постановление АС ВСО от 09.06.2015 № Ф02-2120/15 по делу А33-9943/14);
- заключение экспертной комиссии (постановление АС ВВО от 08.07.2015 № Ф01-2398/15 по делу А43-2698/13, постановление АС ВСО от 26.08.2015 № Ф02-3865/15 по делу А78-1831/14);
- признание поставщиком ненадлежащего качества продукции и согласие на замену (постановление ФАС СЗО от 08.04.2013 по делу № А56-10929/2012, постановление 17 ААС от 28.01.2014 № 17АП-15465/2013-ГК по делу А60-25333/13).
В случаях выявления брака после приемки продукции и подписания документов покупатель имеет право требовать устранения дефектов в течение гарантийного срока (ст. 470, ст. 471 Гражданского кодекса РФ). При отсутствии данных о гарантийном сроке, установленном изготовителем, следует предусмотреть ответственность поставщика при выявлении нарушений качественных характеристик продукции.
Недостача, излишек или пересортица при приеме товара
Приемка товара – одна из самых важных процедур в работе склада или магазина. В случае если в процессе поступления не замечена недостача или излишнее количество продукции, то в будущем это негативно отразится на ее учете.
Самая распространенная ошибка, возникающая при приемке товара, – его недостача.
К этому приводят несколько причин:
- поставщик допустил ошибку при загрузке транспорта на своем складе;
- несоответствие качественным характеристикам, заявленных поставщиком, в том числе порча товара во время транспортировки;
- ошибка при оприходовании товара.
При выявлении недостачи, произошедшей в связи с расхождением по качеству или по количеству, необходимо заполнить акт по форме ТОРГ-2 (для российской продукции) и по ТОРГ-3 (для импортных поставок).
В случае получения количества продукции, превышающего указанное в договоре, можно:
- составить уведомление о возвращении излишка;
- принять весь товар и договориться о получении скидки;
- самостоятельно решить вопрос о продаже лишнего количества, учитывая расходы на поиск покупателя и отгрузку продукции;
- вернуть продукцию поставщику, если это условие указано в договоре.
Все действия, которые будут проводиться после выявления излишка, должны быть согласованы с организацией, совершившей отгрузку продукции, или заранее описаны в договоре.
При обнаружении недостачи одного вида продукции и излишка другого необходимо оформить документы о пересортице по форме ТОРГ-2 (или ТОРГ-3, если вы торгуете импортом) и составить претензию поставщику. Согласно правилам приемки товара такую поставку можно принять в полном объеме, не принимать или принять частично.
Например, при заказе 100 упаковок молока 2,5 % жирности в магазин привезли 80 упаковок 2,5 % и 20 упаковок 3 % жирности.
В таком случае правила приема товара в магазине допускают варианты:
- принять всю привезенную продукцию;
- принять 80 упаковок 2,5 % жирности;
- отказаться от приема всей доставленной продукции.
Документальное оформление приемки товара
Для предупреждения ошибок при проведении процедуры приемки необходимо документально фиксировать каждый осмотр продукции. Это позволит избежать конфликтных ситуаций при общении с поставщиком при обнаружении нарушений по количеству или качеству продукции.
При этом необходимо заполнить документы:
- Акт о приемке товаров, составленный по форме № ТОРГ-1 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132).
- Акт о приемке материалов, составленный по форме М-7 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а). Эта форма применяется в том случае, если при проверке доставленного в соответствии с договором товара покупатель обнаружил его ненадлежащее качество или недостачу.
При приемке продукции не обязательно использовать вышеперечисленные акты, законодательством допускается использование форм, которые устанавливают правила документооборота организации получателя.
Если при приемке продукции не выявлены недостатки: количество и качество соответствует параметрам, указанным в договоре, то, согласно правилам, материально ответственное лицо должно заполнить акт приема-передачи и указать следующую информацию:
- наименование документа;
- его порядковый номер и дата составления;
- реквизиты сторон договора поставки;
- информация о поставленном товаре (указывается наименование, количество продукции);
- сведения об упаковке (таре), в которой доставлен товар;
- реквизиты и подписи сторон, составивших акт.
В случае обнаружения несоответствий по количеству или качеству продукции необходимо составить акт с указанием выявленных недостатков.
Согласно правилам оформления документа он включает:
- наименование документа;
- его порядковый номер и дату составления;
- реквизиты сторон договора поставки;
- сведения о членах комиссии, которые проводили проверку и принимали участие в составлении акта;
- реквизиты договора поставки;
- информацию о наличии брака или недостачи продукции;
- сведения о том, каким образом поставщик уведомляется о факте наличия продукции ненадлежащего качества;
- данные о дате поставки товара и способе его передачи покупателю;
- описание упаковки и пломб (при их наличии);
- описание условий хранения товара на складе.
В связи с тем, что российским законодательством не предусмотрены определенные правила приемки товара и проверки его качества и количества, рекомендуется использовать руководства, разработанные в СССР (это указание содержится в материалах Пленума ВАС РФ). Правила и инструкции, составленные более 50 лет назад, не потеряли свою актуальность в наши дни и позволяют использовать их сторонам договора поставки.
Компания «Деловые партнеры». Аутсорсинг бухгалтерских услуг.
Получить расчет
экономии