Вопросы, рассмотренные в материале:
- Какие законы регулируют систему налогообложения некоммерческой организации
- Каковы особенности налогообложения некоммерческой организации
- Какие финансовые поступления некоммерческой организации облагаются налогом, а какие нет
- Какие виды налогообложения не подходят для НКО
Область деятельности некоммерческих организаций (НКО) регулируется в первую очередь ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года, прочими законами федерального уровня, установленными для этих объединений. В бюджетной системе доходы от этих учреждений незначительны, что, однако, не лишает их статуса субъектов налогового права. В статье мы подробней рассмотрим вопрос налогообложения некоммерческих организаций.
Нормативно-правовая база, регулирующая налогообложение некоммерческих организаций
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса РФ доходы НКО подлежат налогообложению. Но 251 статья данного кодекса позволяет не начислять налоги на переданные безвозмездно средства (для ведения деятельности согласно уставу).
Помимо этого, Налоговый кодекс РФ устанавливает особенный расчет налога на прибыль в ситуации, когда НКО получает грант – финансирование целевого назначения.
Чаще всего для ведения своей деятельности некоммерческие организации выбирают общую систему налогообложения (ОСНО). Упрощенная система налогообложения (УСН) также может применяться в НКО.
Необходимым условием перехода на УСН является лимит доходов, составляющий 60 млн руб. В сумму общего дохода не включаются средства, получаемые организациями на целевые программы, в виде грантов.
Актуальность вопросов налогообложения некоммерческих организаций остается значимой в 2019 году: законодательство постоянно меняется, сферы деятельности и формы НКО многочисленны, источники финансовых поступлений также вариативны.
На схеме ниже указаны разъяснения от Минфина и ФНС РФ, акты нормативно-правового регулирования, которые позволят определить, какие действующие разъясняющие материалы и нормативные документы относятся к деятельности некоммерческих организаций.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Особенности налогообложения некоммерческих организаций
Порядок налогообложения некоммерческих организаций регламентируется Налоговым кодексом РФ. НКО, как и остальные организации, должны предоставлять формы отчетности, включающие рассчитанные налоги и сборы во все уровни бюджетов.
Такое требование касается сведений бухгалтерских отчетов, относящихся к прямому (уставному) виду осуществляемых работ, услуг и коммерческой деятельности. При этом необходимо разделять их учет в бухгалтерии. НКО обязаны передавать проверяющим инстанциям отчетность со сведениями в рамках УСН, декларации по прибыли, НДС даже при отсутствии коммерческой деятельности. Обязательно заполнение специальных разделов в декларациях по УСН и прибыли, относящихся к целевому финансированию. Отсутствие выручки не отменяет необходимость заполнения отчетов.
На практике НКО, не зарегистрировавшись в качестве коммерческих компаний, все равно выполняют работы или оказывают услуги для прочих лиц на возмездной основе. Формируется финансовый поток, и, соответственно, образуется источник выручки для налогообложения.
При отсутствии коммерческой деятельности некоммерческая организация имеет право не предоставлять некоторую документацию. За год отправляется порядка 35 деклараций в фонды ФСС, ПФР, Росстат, Минюст и ИФНС, так называемый минимальный набор. При финансировании из бюджета НКО должна полностью отчитаться за расходование этих поступлений, подтвердив соответствующими документами. Данные отражаются как в отчете о целевом использовании поступивших средств, так и бухучете.
Источник поступления делит некоммерческие объединения на следующие виды:
- автономные некоммерческие организации (АНКО): источником средств являются добровольные взносы, не являющиеся объектом налогообложения;
- финансируемые государственным (местным) бюджетом муниципальные (государственные) объединения;
- общественные (негосударственные) организации, созданные за счет социальных взносов и собственной прибыли.
Важно! Порядок налогообложения некоммерческих организаций напрямую зависит от того, осуществляет ли компании деятельность в предпринимательской сфере.
Налогообложение прибыли некоммерческих организаций регулируется общими правилами, обусловленными спецификой данных объединений:
- получение прибыли не является их первостепенной задачей;
- требуются лицензии, патенты для осуществления конкретных типов работ или услуг;
- НКО имеют различные финансовые источники, в том числе безвозмездно переданные средства, взносы добровольного характера, пожертвования.
Принципы налогообложения НКО изложены в следующих актах:
- Статья 246 Налогового кодекса РФ регламентирует облагать соответственным налогом всю прибыль, которая получена в результате деятельности НКО.
- Безвозмездные поступления, направляемые на обеспечение определенной уставом деятельности, не включаются в налогооблагаемую базу (установлено 251 статьей Налогового кодекса РФ). Список, перечисляющий виды исключаемой из расчета налога на прибыль данных объединений, обозначен в приказах Минфина РФ.
Все доходы НКО, являющиеся нецелевыми (из обеих групп доходов), должны облагаться налогом на прибыль.
Ставка по налогу на прибыль, получаемой НКО, равняется аналогичной ставке в коммерческих компаниях и в 2019 г. составляет 20 %. Федеральный бюджет получит 3 %, а бюджет субъектов РФ, куда относится некоммерческая структура, 17 %. Инициативой органов местного самоуправления для НКО данный процент может снижаться.
Налогообложение целевых средств некоммерческой организации
Извлечение прибыли, хоть и не основная задача некоммерческих организаций, тем не менее реализуется в большинстве случаев. Важно, чтобы полученные средства направлялись на цели, определенные уставом, а не наоборот, когда уставная деятельность служит прикрытием для получения налоговых льгот.
Контроль использования выручки, полученной от деятельности некоммерческих структур, устанавливается положениями, содержащимися в ФЗ № 7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», новая его редакция датирована 31.12.2014.
Налог на прибыль НКО, предусмотренный статьей 246 Налогового кодекса РФ, подлежит отражению в бухгалтерском учете и отчетности по общим правилам и уплачивается в бюджет. Согласно положениям Налогового кодекса РФ это обязанность общественных, государственных, негосударственных учреждений и ведомств.
В части 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ указано, что при получении учреждением целевых финансов оно, не учитывая для налогообложения такие средства, обязано раздельно вести учет доходов и расходов. В зависимости от формы НКО данные активы разнятся, и само понятие «целевые поступления» включает:
- финансовую помощь, оказываемую безвозмездно соответствующим фондам в качестве благотворительности (статья 528 Гражданского кодекса РФ);
- взносы (не только финансовые, но и имущественные, материальные), получаемые НКО от участников, членов, учредителей;
- взносы (обязательные или добровольные) от членов общества. Данные средства обычно выступают взносами в коллегиях, союзах, ассоциациях и общественных объединениях;
- неденежные услуги (в форме трудового взноса), осуществляемые волонтерами;
- субсидирование из разных уровней госбюджета;
- гранты от правительства (президентские). Этот вид целевого финансирования отличается от прочих, которые могут облагаться налогами. Чтобы не платить налог с дохода в виде гранта, надо соблюсти условия, установленные в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Мероприятие, на которое выделены средства, должно соответствовать уставной цели, а его реализация должна быть оформлена не как услуга, то есть нельзя составлять акт оказания услуг;
- взносы, добровольно отчисляемые физическими и юридическими лицами. То есть налогообложение членских взносов некоммерческих организаций законодательством не предусмотрено. Поступление средств в данном случае должно быть связано с развитием и вложением в задачи, для которых создавалась НКО любого вида, включая автономный. Сюда относятся имущественные взносы, также поступившее в организацию и по завещанию.
Перечисленные поступления не облагаются налогами в том случае, если имеют подтверждающие документы, оформленные по предъявляемым к ним требованиям. Те общественные объединения, что не сдают участки, движимое и недвижимое имущество в аренду, не ведут торговлю или покупку ценных бумаг, не продают никаких товаров, не платят налог на доход, так как не осуществляют предпринимательскую деятельность.
Первостепенной задачей учетно-отчетной деятельности НКО является предоставление сведений, относящиеся к использованию поступлений целевого назначения, сделать это требуется своевременно, без ошибок и по установленной форме.
Важный нюанс, заключающийся в различии благотворительной и спонсорской помощи некоммерческой организации: последняя признается доходом и объектом налогообложения и подлежит включению в базу, формирующую последующие сборы и уплаты.
Общая (ОСНО) и упрощенная (УСН) системы налогообложения для некоммерческих организаций
Общая система предусмотрена для всех организационно-правовых форм, включая некоммерческую. Первое место среди отчислений НКО в бюджет занимает налог на прибыль. Ставка установлена в размере 20 % от облагаемой базы. Некоммерческое объединение не преследует цель получения прибыли, и соответствующий налог будет отсутствовать или равняться минимальному значению.
Если НКО оказывает услуги на платной основе, то при общей сумме дохода от этой деятельности не более 2 млн руб. в квартал может претендовать на освобождение от НДС. Данное положение содержится в ст. 145 Налогового кодекса РФ.
Практика показывает, что применение общего режима налогообложения является невыгодным с экономической точки зрения. В этом случае рекомендовано пересмотреть систему и перейти к УСН. Такое решение должно приниматься совместно руководителем и бухгалтером, иногда имеет смысл привлечь со стороны для консультации специалиста в сфере некоммерческих структур.
Некоммерческие организации, выбирающие налогообложение по УСН, могут применять одну из двух схем:
- Налог с прибыли рассчитывается по ставке 6 % с доходов, которыми являются все поступления нецелевого плана, то есть выручкой.
- Прибыль составляет разницу между доходами и расходами. Полученную сумму умножают на 15 %. При отсутствии разницы нет и прибыли, уплачивать налог в этом случае все равно придется в размере 1 % от суммы доходов.
Важно! Налоговая ставка во многих субъектах Российской Федерации на практике снижена. Для санкт-петербургских плательщиков УСН, к примеру, на системе УСН 15 % организации фактически платят налог в размере 7 %.
Определить, кому и насколько выгоден налоговый режим «упрощенки», просто. Для НКО, чьей деятельностью является выполнение работ и оказание услуг на платной основе, продажа товаров, УСН будет выгодна. Часто УСН выбирают АНО – автономные некоммерческие организации. Перейти на налогообложение по УСН могут объединения, в балансовых активах которых числится любое имущество (недвижимое или движимое), в этом случае имеется экономическая целесообразность применения спецрежима. Воспользоваться УСН могут НКО при соблюдении критериев:
- Численность сотрудников по среднесписочному показателю не превышает 100 человек.
- Отсутствие у некоммерческой организации филиалов.
- НКО не производит подакцизные товары.
- Основные активы не превышают по остаточной стоимости 150 млн руб.
- Показатель прибыли за период 9 месяцев меньше 112,5 млн руб.
При намерении смены налогового режима на УСН до 31 декабря объединение уведомляет об этом налоговую инспекцию, за которой оно закреплено. Переход на «упрощенку» осуществляется со следующего года. В числе прочих сведений подается информация относительно полученной за 9 месяцев прибыли (до 1 октября) и остаточной стоимости основных средств. Для вновь созданного некоммерческого объединения начать использование УСН возможно в течение 30 календарных дней со дня регистрации и закрепления за ИФНС.
Другие виды налогообложений для некоммерческих организаций
1. Расходы
Некоммерческие организации могут учитывать для целей налогообложения следующие виды расходов:
- оплата труда работников;
- издержки материального характера;
- отчисления на амортизацию;
- прочие расходы.
Затраты носят характер обоснованных с экономической точки зрения, если они соответствуют положениям внутренних актов общества. Кроме того, они должны документально подтверждаться и отражаться в отчетной и первичной документации – платежных поручениях, договорах и т. п. Например, к числу таких затрат можно отнести расходы на ГСМ, суточные или командировочные выплаты и т. д.
Доходом организации признается извлечение конкретной экономической выгоды (ст. 41 Налогового кодекса РФ). Причем не важно, в какой форме она получена – натуральной или денежной. Если выгоды в результате привлечения средств не получено, доход не признается.
2. Налог на добавленную стоимость
Данное обязательство имеется у организации, если НКО осуществляет реализацию товаров и продуктов, оказывает услуги или выполняет работы. Однако некоторые виды деятельности освобождаются от уплаты НДС в порядке, предусмотренном законодательством. Важно отметить, что вся организация не освобождается от уплаты налога. Допускаются послабления лишь для деятельности конкретных видов. Сюда включаются социально-значимые работы. Например, уход и наблюдение за инвалидами и пенсионерами в государственных учреждениях, органах соцзащиты.
Деятельность некоммерческих организаций, которая освобождается от налогообложения по НДС, помимо социальной значимости, должна удовлетворять еще и нижеуказанным требованиям:
- Есть разрешение (при условии лицензирования) на осуществление конкретного вида деятельности.
- Услуги соответствуют потребности учреждений, где они оказываются, в частности по специфике, срокам.
3. Таможенная пошлина
На установленную для любого из сборов ставку не влияют условия осуществления сделки, организационно-правовая форма организации и прочие факторы. Лишь некоторые товары, перечисленные ниже, могут быть освобождены от уплаты таможенной пошлины.
- связанные с образованием, культурой, наукой издания на печатной основе;
- учебно-методические материалы в форме пособий для учреждений медицинской, образовательной, научной сфер.
- гуманитарная помощь, оказываемая при устранении последствий, связанных с катастрофами, авариями, чрезвычайными ситуациями.
4. Отчисления с имущества
Налогообложение некоммерческих организаций на региональном уровне может включать определенные сборы в местный бюджет. В частности, к таковым относится налог с имущественных активов. НКО, включая пользующихся льготами, наряду с прочими компаниями обязаны предоставлять отчетность по указанному налогу.
Размер платежа определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества. Расчет осуществляется на основе остаточной цены имущественных активов. Из начальной стоимости вычитается начисленная за каждый месяц амортизация. Следуя Налоговому кодексу РФ, ставка налога составляет для всех видов организаций 2,2 % (в отдельных регионах значение может быть снижено). Порядок расчетов носит общий характер.
5. Транспортный платеж
Налогообложение НКО не снимает с данных объединений расчет и уплату сборов за использование транспортных средств, порядок такой же, как и для всех организаций. Установлена обязанность платежей в региональные бюджетные статьи за находящееся на законном основании (в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении) зарегистрированное согласно установленному порядку ТС. Подразумеваются любые средства передвижения – от снегохода до воздушного или водного судна.
6. Земельные отчисления
Еще один вид налогообложения, регулируемый местной властью. Его обязаны рассчитывать и уплачивать все рассматриваемые объединения, у которых находится земля в собственности, бессрочном пользовании, пожизненном владении.
В случае бессрочного пользования производится передача участков казенным структурам, предприятиям, принадлежащим государству или муниципалитету, территориальным самоуправляемым организациям. Для всех, кроме освобождаемых от уплаты категорий, ставка налога на землю равна 1,5 % от стоимости участка по кадастру. Не платят сбор:
- осуществляющие уголовно-исполнительную деятельность структуры;
- объединения, имеющие религиозную основу;
- организации людей с ограниченными возможностями, при условии, что они являются единственными собственниками участка, а количество людей-инвалидов в организации составляет не менее 80 % от ее списочного состава.
Из льготной категории исключаются бюджетные общества, работающие в сферах здравоохранения, искусства, спорта, культуры, образования, кинематографии. Впрочем, местные органы управления делают им некоторые послабления.
Какие виды налогообложения не применяются по отношению к некоммерческим организациям
Анализируя бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций, следует заметить, что их правом является самостоятельная разработка форм отчетности, основой для которых служат утверждаемые в Минфине образцы. При расчете платежей в бюджет необходимо учитывать сведения об осуществляемой деятельности объединения – как определенной уставом, так и предпринимательской. При отсутствии последней информация о ней в отчеты не вносится. В таком случае объединение не обязано составлять и передавать формы отчетности о движении денежных средств, о корректировке капитала.
Помимо этого, пояснительная записка и приложения к балансу не сдаются. Те организации, у которых имеются источники целевого финансирования из бюджета, отчитываются в обязательном порядке по указанным и утвержденным Минфином формам. Документы предоставляют среди прочих в общей отчетности. В контролирующий орган направляется и письмо, содержащее список передаваемых сведений и форм.
Минфин, кроме отчетных форм, утверждает перечень видов дохода, не включаемых в число объектов налогообложения (при расходовании средств по назначению). В РФ налогообложение некоммерческих организаций, соблюдающим определенные требования, может производиться по таким льготным условиям.
Налогооблагаемая база по налогу на прибыль на законных основаниях может уменьшаться, если соблюдены следующие условия:
- Раздельное ведение учета в НКО поступлений (нецелевых и целевых). Исключительно в указанном случае целевая прибыль не рассматривается для налогообложения, то есть применяется льгота для некоммерческих обществ. Указанные поступления должны расходоваться только по прямому назначению. Также необходим отчет, подтверждающий обоснованность траты.
- Доходы, учитываемые в категории «прочие», как правило, могут быть двух видов:
- реализационные – поступления от выполненных работ, предоставленных услуг (к примеру, продажа пособий, методических указаний в учебных заведениях, брошюр собственного авторства, проведение тренингов, семинаров и т. п.);
- внереализационные – источником служат средства, поступление которых не напрямую зависит от деятельности НКО. Сюда можно отнести штрафы или пени за несвоевременную оплату взносов за членство, плата за арендованную недвижимость, процент с остатка на счете в банке и т. п.
Условное деление на виды поступлений (целевые или прочие) при их учете предусматривает:
- доходы реализационные, получаемые НКО в результате выполнения работ и осуществления услуг;
- доходы внереализационные, включающие поступления, полученные объединением из прочих источников. Сюда относятся средства, поступающие от сдачи имущества внаем, штрафные санкции при неуплате взносов, начисление пени и т. д.
При нарушении хотя бы одного из вышеуказанных требований льготное налогообложение для НКО не предусматривается.
Налогообложение некоммерческих организаций регламентируется различными правилами, в частности, законодательно предусмотрены несколько видов льгот для таких субъектов. В зависимости от того, какими именно налоговыми послаблениями может пользоваться НКО, его относят к одной из трех категорий:
- Организации, обладающие на неограниченный период безусловным правом пользования льготами: объединения религиозного направления, уголовно-исполнительные объединения, владеющие культурным наследием или исторической ценностью общества и юридические лица, включая государственные научные учреждения.
- Компании, применяющие условные послабления. Их обязательства по налогам сняты или снижены по причине того, что выполнены некоторые условия и требований. Примером таких объединений является общество инвалидов, где участниками являются не менее 80 % людей с ограниченными возможностями. Налог на имущество такие учреждения не уплачивают. Также льготой пользуются организации, в которых инвалидами являются не менее половины штатного состава.
- Структуры, не имеющие права на использование льгот. Сюда относятся различные необщественные фонды, ведомства, некоммерческие партнерства, автономные НКО.
Часто возникает практический вопрос – предусматривается ли налогообложение пожертвований некоммерческим организациям? Фактически данные средства представляют собой доход. Но на самом деле они являются целевыми. Следовательно, налогообложение пожертвований некоммерческим организациям не предусматривается. В то же время целевые поступления должны отражаться в учете, как и расходы по этой категории. Важно знать, что для нижеприведенных источников средств не предусматривается налогообложение:
- гранты;
- членские взносы НКО;
- переданные средства от учредителей;
- целевые субсидии.
Если организацией применяется УСН, лицо, руководящее ею, имеет право на самостоятельное ведение отчетных документов.
Система налогообложения автономной некоммерческой организации
Под автономным обществом понимается учрежденная на общественных началах и на добровольной основе организация. Обычно данные НКО успешно функционируют в научной, здравоохранительной, спортивной, культурной и подобных областях.
В качестве учредителей выступают как юридические, так и физические лица. Они могут передавать собственное имущество объединению на безвозвратной основе. Доля одного учредителя не должна составлять более четверти всех активов организации.
Часто возникает вопрос о возможности применения упрощенного типа налогообложения автономной некоммерческой организацией. Законодательство допускает использование УСН такими экономическими агентами. Правила, определенные для прочих организаций, распространяются и на автономные НКО. Таким образом, руководящие АНО лица вправе избрать ту ставку (15 % или 6 %), которую им выгоднее применять. Здесь необходим расчет экономических составляющих дохода, чтобы определиться с системой налогообложения.
Пример. Проанализируем порядок налогового расчета условного объединения, работающего по УСН. Полученная сумма прибыли составила 475 тыс. руб., а сумма затрат 405 тыс. руб. Разберем отчисляемую в бюджет сумму со ставкой 6 %. Тариф для этого умножаем на сумму прибыли:
475 000 х 6 % = 28 500.
При 15%-ой ставке расчет будет следующим:
(475 000 – 405 000) х 15 % = 10 500.
Очевидно, ставка в 15 % является более выгодной для организации. Впрочем, выбор зависит главным образом от направления деятельности объединений.
Режим ЕНВД также часто используется автономными некоммерческими организациями. Бухгалтерский учет и налогообложение осуществляется по правилам, принятым и для всех остальных компаний. Отчисления в бюджет будут производиться согласно нижеприведенному расчету:
ЕНВД = П х БД х КД х КК х 15 %, где:
- П – показатель физической величины, округляемый до целых чисел. Он устанавливается согласно определенному виду деятельности и зависит от численности работников, закрепленной площади, количества торговых или посадочных мест и пр.
- БД – уровень базовой доходности, определяемый государственными органами власти для конкретного вида деятельности, осуществляемого организацией.
- КД – коэффициент-дефлятор, ежегодно устанавливаемый до 20 ноября законодательно федеральным органом власти и Минэкономразвития и учитывающий индексацию цен также другие показатели.
- КК – коэффициент корректировки, сформированный местными органами власти с учетом специфики деятельности.
Для правильного расчета по формуле следует учитывать как утвержденные органами местного управления параметры, так особенности работы организации.
Некоммерческая образовательная организация часто освобождена от налогообложения, если:
- речь идет об обучающих и подобных (спортивных) услугах, осуществляемых для собственных нужд (подробнее – ст. 149 Налогового кодекса РФ).
- организация имеет соответствующий код ОКОНХ.
Общеобразовательные учреждения частного порядка бывают зарегистрированы в качестве автономных некоммерческих организаций. Их налогообложение и льготы также регламентируются Налоговым кодексом РФ. Так, подобная организация, реализующая образовательную программу в рамках начальной школы, не может использовать налоговое послабление на основании пп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (Письмо Минфина РФ от 06.07.2017 г. №03-07-14/42787).
Получить расчетэкономии