В этой статье вы узнаете, что такое валютный контроль, кем он регламентируется, а самое главное, как изменилось оформление валютных сделок в 2018 году. Подробно расскажем об изменениях и покажем, как это делается на практике.
Меня зовут Елена Евтюшина, я генеральный директор компании «Деловые партнеры». Вот уже 15 лет я руковожу компанией, которая предоставляет бухгалтерские услуги бизнесу. До этого я более 10 лет работала в банках. 5 из них я была зампредом банка и курировала валютные операции и валютный контроль.
Что же такое валютный контроль? Выражаясь простым языком, это некий свод правил, которые необходимо выполнять при совершении валютных операций. Банк, в котором открыты ваши валютные счета, проверяет своевременность предоставления документов, правильность их заполнения. Таким образом, ваш банк является агентом валютного контроля по соблюдению вами, как клиентом банка, инструкции Центрального банка.
С 1 марта 2018 года вступила в действие новая инструкция центрального банка номер 181-И. Она внесла ряд существенных изменений в валютное законодательство и в те действия, которые должен делать клиент банка при совершении валютных операций. Именно о них и будет речь в этой статье.
- Отмена паспортов сделок. Это был один из базовых документов валютного контроля. Для компаний, которые только начинают свою деятельность, это означает сокращение сроков начала работы. Например, ранее, если вам было необходимо отгрузить продукцию или оплатить аванс, то до того, как вы бы это сделали, вам нужно было обязательно оформить в банке паспорт сделки. Вы предоставляли его в банк, банк в течение 5 рабочих дней рассматривал паспорт сделки, и если он находил расхождения между данными контракта и данными в паспорте сделки, то он просто отказывал. И процедура повторялась вновь. Если же компания без оформления паспорта сделки оплатила аванс или отгрузила товар, то это было нарушением и компания могла быть оштрафована.
Сейчас это в прошлом. Теперь компания предоставляет в банк контракт, а банк в течение 1 рабочего дня обязан поставить контракт на учет, с присвоением ему уникального номера контракта.
Паспортов сделок нет. Теперь есть уникальный номер контракта.
- Изменен суммовой порог по контрактам, которые необходимо поставить на учет. Ранее, если обязательства по контракту составляли 50000 долларов или эквивалент этой суммы, по ним оформлялся паспорт сделки.
Сейчас по импортным контрактам этот порог составляет 3 млн рублей, по экспортным – 6 млн рублей.
Ранее без документов можно было проводить операции по контракту, сумма которого составляла 1000 долларов, либо эквивалент этой суммы.
Сейчас, согласно новой инструкции, можно проводить валютные операции по контракту, сумма которого составляет 200000 рублей, или эквивалент, без предоставления документов в банк.
- Сокращены сроки снятия с учета контракта в банке. Теперь этот срок составляет два рабочих дня с даты подачи заявления о снятии.
При этом отменено требование в получении ведомости банковского контроля в банке, в котором контракт стоял на учете.
Ранее клиент обязан был получить этот документ в оригинале, и этот документ он получал после того, как банк, в котором находится его контракт, пройдет сверку с Центральным банком. Это очень важно, потому что сокращает сроки перевода контракта в другой банк.
- Отменен второй из базовых документов валютного контроля – справка о валютных операциях.
Ранее этот документ обязательно сопровождал все валютные операции. Например, вам нужно было сделать перевод по контракту нерезиденту. Вы заполняли заявление на перевод, и сопровождающим документом шла справка о валютных операциях. Без этого документа заявление на перевод банк не пропускал.
Сейчас банк требует только предоставления кода валютной операции. Например, вы платите аванс за поставляемую продукцию. Вы заполняете заявление и после нажатия на «сохранить», у вас появляется окошко, где нужно указать код валютной операции. Список кодов валютных операций предоставляет ваш банк в перечне, который вы можете найти онлайн.
- Банку вменена обязанность отправлять уведомления клиенту о том, что срок действия контракта заканчивается.
Когда вы ранее, оформляя паспорт сделки, сообщали банку об ожидаемом сроке окончания контракта, вы несли ответственность за эту дату.
Сейчас при постановке контракта на учет банк обязан отслеживать дату окончания контракта. И если вы по-прежнему продолжаете совершать валютные операции, то банк обязан вас уведомить, что сроки действия контракта заканчиваются и вы обязаны предоставить в банк либо дополнительное соглашение, либо письмо о продолжении действия контракта, то есть любой подтверждающий документ.
- Новой инструкцией внесены изменения в саму форму подтверждающих документов. Эти изменения вы можете посмотреть на сайте того банка, в котором находится ваш контракт.
Как видите, порядок упрощен. Уменьшилось количество предоставляемых документов. Изменились сроки по принятию контракта на учет, по снятию контракта с учета. Также банки ввели очень удобные функции. Теперь если вы впервые делаете эти документы, либо вы сомневаетесь в том, что вы правильно заполните документы, банк позволяет вам заполнить заявление, согласно которому он вместо вас заполнит заявление, справку. И возьмет за это комиссию согласно своим тарифам.
Процедура упрощена. Но есть этому противовес. Вернее, два.
Первое. Теперь администрированием соблюдением вами правил валютного контроля занимается еще ваша налоговая инспекция. Именно она проверяет и штрафует налогоплательщика за нарушение правил валютного контроля.
Как это происходит на практике? Если вы подали подтверждающий документ в банк с нарушением срока, банк вас уведомляет об этом нарушении. То же самое уведомление он отправляет в вашу налоговую инспекцию. По окончании финансового года, налоговая инспекция вышлет вам требование о нарушении вами валютного законодательства и предъявит вам штрафы к уплате.
И второе. Это увеличение суммы штрафов. Увеличились они значительно. От 40000 рублей до 1 млн рублей.
Получается, что при упрощении процедуры увеличены штрафы. Стало работать легче, но дороже.
Получить расчетэкономии