Вопросы, рассмотренные в материале:
- Какими могут быть основания для снятия с учета в налоговом органе
- Как сняться с учета в налоговом органе ИП
- Как происходит снятие с учета в налоговых органах юридического лица в связи ликвидацией компании
- Каков порядок снятия с учета в налоговом органе обособленного подразделения
Прекращение деятельности или реорганизация компании или ИП, а также изменение юридического адреса – явления, встречающиеся довольно часто в современном бизнесе. В таких случаях необходимо снятие с учета в налоговом органе. И хотя в нормативных актах подробно прописан порядок действий налогоплательщика, многие предприниматели нуждаются в разъяснениях. Далее мы рассмотрим основные сложности при проведении этой процедуры.
Основания для снятия с учета в налоговом органе
Перечислим причины для снятия налогоплательщика с учета.
Реорганизация. Если несколько юридических лиц приняли решение о слиянии, присоединении, преобразовании или разделении, то ИНН тех компаний, которые прекратили свою деятельность в результате реорганизации, становятся недействительными после проведения процедуры. Орган государственной регистрации информирует инспекции, где данные налогоплательщики состояли на налоговом учете, о прекращении их деятельности для снятия с учета.
Образованные при реорганизации компании подлежат постановке на учет аналогично вновь созданным. Вместе с пакетом документов о государственной регистрации представителю компании выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Ликвидация. При исключении налогоплательщика из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) его ИНН становится недействительным. Предпринимателю выдается справка, подтверждающая снятие с налогового учета.
Прекращение деятельности филиала или обособленного подразделения. При закрытии обособленного подразделения необходимо уведомить налоговый орган по адресу местонахождения в трехдневный срок с момента ликвидации подразделения или филиала.
Также снятие с учета необходимо, если организация изменила адрес местонахождения или индивидуальный предприниматель поменял место жительства. Извещение об изменении адреса предоставляется в налоговый орган, далее налогоплательщик снимается с учета. В течение одного дня после снятия происходит постановка на учет по новому адресу. При этом ИНН остается прежним, а вот КПП будет присвоен новый.
Снятие с учета в налоговом органе иностранной организации, имеющей филиалы и представительства в РФ, занимает до пяти дней и происходит в том же порядке, что и для российских организаций.
Этот порядок действует для следующих категорий налогоплательщиков:
- физических лиц;
- компаний, зарегистрированных в Российской Федерации;
- компаний-нерезидентов, имеющих филиалы или представительства в РФ;
- нотариусов, занимающихся частной практикой;
- компаний-нерезидентов, работающих через аккредитованные филиалы в РФ.
Инспекция по новому местонахождению или регистрации обязана поставить налогоплательщика на учет на основании данных, переданных от ФНС по прежнему адресу.
Как было отмечено, ИНН при переходе в другую налоговую не меняется. Этот номер присваивается один раз. А вот бланк свидетельства выдается новый, с указанием номера инспекции и КПП по новому местонахождению.
В случае реорганизации или ликвидации юридического лица снятие с учета проводится на основании данных ЕГРЮЛ. Для индивидуальных предпринимателей при прекращении деятельности основанием для снятия с учета являются данные ЕГРП.
В случаях, когда во время процедуры ликвидации российской или иностранной организации налоговый орган проводит выездную или камеральную проверку деятельности, снятие с учета происходит после окончания ревизии.
В целях обеспечения объективных данных ИНН налогоплательщика не может быть изменен до окончания проверки.
Как проводится выездная налоговая проверка, видео:
Снятие с учета в налоговом органе ИП
Процедура снятия с налогового учета индивидуального предпринимателя должна соответствовать требованиям закона. Чтобы исключить штрафные санкции от фискальных органов, необходимо провести ряд мероприятий. Решение о прекращении деятельности составляет сам ИП или его доверенное лицо. Этот документ заверяется у нотариуса. Каков порядок действий предпринимателя при закрытии?
Перед снятием с учета налогоплательщик обязан сдать в ФНС все отчеты и погасить задолженность по налогам. В случае, когда деятельности не было, нужно сдать нулевую отчетность.
Если отчеты за прошлые периоды по каким-то причинам не сдавались, нужно составить и сдать необходимые налоговые декларации. Это требуется для проверки задолженности перед бюджетом. В случае непредставления данных могут быть начислены штрафные санкции, которые увеличат время и осложнят процесс снятия с учета. Кроме того, обнаружив недостоверные данные, налоговый орган может провести внеплановую проверку. До завершения контрольно-ревизионных мероприятий снятие с учета невозможно.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
После сдачи отчетности и уплаты налогов следует подготовить комплект бумаг для снятия с учета.
В отличие от организаций ИП обязаны представить только два документа:
- Заявление по форме Р26001. Его можно составить в бумажном или электронном виде. Бланк получают в инспекции или скачивают с сайта налоговой службы.
- Квитанция об оплате госпошлины. Образец можно найти на сайте и оплатить в Сбербанке или любом другом банке.
Эти документы сдаются в инспекцию по месту регистрации ИП. Перед подачей необходимо проверить правильность заполнения бланка. В случае ошибок в снятии с учета будет отказано.
Способы подачи заявления на снятие с учета:
- личное обращение. Это наиболее простой и экономичный способ. Недостатком может быть лишь наличие очереди;
- через законного представителя. Доверенность можно оформить в фирме, предоставляющей юридическую поддержку. В этом случае потребуется оплатить услуги этой компании и нотариуса за оформление доверенности. Однако это позволит сэкономить время;
- ценным письмом с описью вложения. Этот способ может подойти, если снятие с учета не является срочным. Перед отправкой следует проверить заполнение бланка. Если налоговый орган обнаружит ошибки, в снятии с учета будет отказано, а документы отправят обратно;
- по электронным каналам связи. Такой способ возможен, если у индивидуального предпринимателя есть электронная подпись.
Документы рассматриваются в срок до пяти рабочих дней. Если принято положительное решение о снятии с учета в налоговом органе физического лица, ИП выдадут соответствующую справку. Получить ее можно, обратившись в налоговый орган лично с паспортом или через представителя.
Если в течение установленного срока за документом никто не явился, налоговый орган отправляет его почтой России на старый адрес ИП.
Если в снятии с учета было отказано, предприниматель получит документ, в котором будет содержаться причина отказа.
После получения справки о прекращении деятельности статус индивидуального предпринимателя меняется на статус физического лица.
Однако это не освобождает от следующих обязанностей:
- Закрытие расчетного счета. Данная процедура не является обязательной, но сделать это необходимо во избежание начислений платы за расчетно-кассовое обслуживание. Банки взимают эту плату независимо от того, проводились операции по счету или нет.
- Снятие с учета кассы. Для этого нужно вызвать специалиста из фирмы, осуществляющей техническое обслуживание ККТ. В налоговый орган необходимо отправить последний фискальный отчет и заявление о снятии с учета кассовой техники. Допускается представление документов в электронном виде. Государственная пошлина не взимается.
- Уничтожение печати, если ИП имел зарегистрированную печать. Для этого нужно подать в ФНС соответствующее заявление.
Прекращение деятельности не освобождает предпринимателя от выполнения требований кредиторов. Отсутствие выручки не делает невозможным взыскание задолженности за поставленные товары или выполненные работы (услуги). В случае судебного разбирательства взыскание может быть обращено на личное имущество физического лица.
Снятие с учета в налоговых органах юридического лица в связи с ликвидацией компании
Принимая решение ликвидировать фирму, руководитель обязан в трехдневный срок с момента подписания соответствующего документа поставить в известность налоговую о начале процедуры ликвидации.
Сообщение составляется в письменной форме с приложением копий следующих документов:
- решение о ликвидации компании либо иной документ, например протокол собрания учредителей, где выражается такое решение;
- описание порядка и сроков проведения процедуры;
- документ об образовании ликвидационной комиссии.
Административным законодательством установлены штрафные санкции для обществ с ограниченной ответственностью за несвоевременное предоставление данных о ликвидации. За первичное нарушение компания может быть оштрафована на 5000 руб. При отсутствии необходимого пакета документов после наложения этого штрафа компании грозит штраф в 20 000 руб.
После принятия положительного решения о ликвидации регистрирующий орган заносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и в пятидневный срок сообщает в ФНС, внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования), а также в орган статистики о начале процесса ликвидации юридического лица.
После получения этих сведений налоговый орган выполняет ряд необходимых мероприятий. Процесс ликвидации проходит под контролем налоговиков с момента начала до внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица. Это характерно для Москвы и других крупных городов РФ.
В обязанности ФНС входит:
- сбор данных по обособленным подразделениям, филиалам и представительствам компании о наличии имущества, подлежащего постановке на учет в налоговых органах: недвижимости, транспортных средств и др.;
- проведение сверки расчетов и взыскание с компании задолженности перед бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, если таковая задолженность имеется. Данный порядок регламентирован ст. 4 Налогового кодекса РФ;
- при отсутствии необходимой суммы на расчетных счетах организации обеспечить покрытие задолженности перед бюджетом за счет средств или личного имущества учредителей организации (в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, устанавливающими субсидиарную ответственность).
Помимо этого, начальник налоговой службы издает распорядительный документ о проведении налоговой ревизии организации, находящейся в процессе ликвидации. Проверка может быть как камеральной, так и выездной. Ревизионные мероприятия проводятся с целью контроля полноты и своевременности начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей.
В свою очередь, орган государственной регистрации обязан во время процесса ликвидации внести в ЕГРЮЛ следующие записи:
- о составлении промежуточной (ликвидационной) бухгалтерской отчетности;
- о государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Основаниями для первого пункта являются:
- промежуточная (ликвидационная) бухгалтерская отчетность – оригинал и копия, заверенная у нотариуса;
- документальное подтверждение того, что сообщение о ликвидации опубликовано в СМИ (с указанием даты и текста публикации, а также наименования печатного издания);
- протокол или решение учредителя об утверждении промежуточной бухгалтерской отчетности;
- перечень кредиторов с указанием суммы и даты возникновения задолженности, а также порядок ее погашения.
После согласования отчетности на титульном листе ставится соответствующая отметка с подписью должностного лица и печать органа государственной регистрации. Оригинал отдается одному из членов ликвидационной комиссии, оформляется расписка о передаче документа. Второй экземпляр остается в архиве государственного органа.
После погашения задолженности перед кредиторами и перед бюджетом составляется итоговая ликвидационная отчетность. Этот документ должен пройти такую же процедуру согласования, как и промежуточная отчетность.
Последним этапом является представление в налоговый орган документов на ликвидацию компании. По результатам проверки документов выдается Свидетельство о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Снятие с учета в налоговом органе обособленного подразделения
В условиях экономического кризиса многие фирмы вынуждены снижать расходы, в том числе на содержание обособленных подразделений и филиалов.
В соответствии с определениями Гражданского кодекса РФ, обособленные подразделения организации – это филиалы и представительства, расположенные отдельно от местонахождения головной организации. Такие подразделения не являются юридическими лицами. Руководят обособленными подразделениями должностные лица, назначенные администрацией головной организации. Документом, подтверждающим полномочия этих лиц, является доверенность.
Каждому обособленному подразделению присваивается КПП в соответствии с адресом.
Порядок снятия с учета обособленного подразделения следующий:
- Снятие подразделения с налогового учета.
- Расторжение трудовых договоров с сотрудниками.
Если обособленное подразделение имеет статус филиала или представительства, снятие с учета осуществляется по местонахождению подразделения. Если же ОП не имеет такого статуса, процедура проводится по местонахождению головной организации.
Информация о филиале или представительстве содержится в учредительных документах юридического лица, а также в ЕГРЮЛ.
Соответственно, для ликвидации ОП необходимы следующие действия:
- заполняется документ по форме С-09-3-2 и представляется в ФНС;
- в учредительные документы головной организации вносятся соответствующие изменения.
Сообщение в налоговый орган должно быть подано в трехдневный срок с момента принятия решения о прекращении деятельности ОП любым удобным способом: лично, по доверенности, по электронным каналам связи, почтой России.
Для внесения изменений в учредительные документы и в ЕГРЮЛ следует представить в регистрирующий орган пакет документов: заявление по форме Р13002, решение о прекращении деятельности ОП и само содержание изменений.
На основании этого пакета документов в ЕГРЮЛ заносится запись о ликвидации, после чего в налоговый орган по местонахождению юридического лица направляется соответствующая информация. Оттуда данные передаются в ФНС по местонахождению филиалов и представительств.
После этого необходимо расторгнуть трудовые договоры с сотрудниками обособленного подразделения.
Основаниями для прекращения действия соглашения могут быть:
- сокращение штата – если головная организация находится в том же регионе, что и ликвидируемое подразделение;
- ликвидация работодателя – если основная организация зарегистрирована в другом регионе.
Данные о доходах уволенных сотрудников по форме 2-НДФЛ необходимо представить в ФНС по месту регистрации ОП. Отчет формируется с начала текущего года додаты закрытия подразделения.
В завершение обращаем внимание, что порядок снятия с учета является единым для налогоплательщиков всех субъектов федерации. Нормативные акты региональных и местных органов власти, регламентирующие данную процедуру, отсутствуют.