Вопросы, рассмотренные в материале:
- Зачем нужно проверять контрагентов
- Каковы признаки ненадежного контрагента
- Как проверить финансовое состояние контрагента
Успех любого бизнеса зависит в том числе и от правильно выбранного партнера. Поэтому предпринимателю следует заранее выяснить, как ведет дела потенциальный партнер. Это поможет избежать нежелательного взаимодействия с мошенниками, фирмами-однодневками и фирмами-пустышками. О том, как проверить финансовое состояние контрагента, пойдет речь в нашей сегодняшней статье.
Зачем нужна проверка контрагентов
Если у сотрудников ФНС возникнут подозрения, что компания сознательно работала с фирмой-однодневкой, то есть пыталась получить необоснованную выгоду, то они могут произвести доначисления по налоговым платежам.
Необоснованной выгода является в том случае, когда сотрудники ФНС смогли доказать, что руководство компании не проверило контрагента или сотрудничало с ним, имея сведения о его недобросовестности. Другими словами, если руководство компании знало, что контрагент работает с нарушением действующего законодательства, но при этом продолжало с ним сотрудничать. В этом случае сотрудники ФНС вправе снять вычеты по НДС, расходы, а также доначислить налоговые платежи, пени и штрафы. Иногда только в судебном порядке фирма может доказать, что она приняла все необходимые меры для проверки контрагента. Чтобы не возникали подобные ситуации, необходимо перед совершением сделки проверить контрагента на сайте ФНС.
Проверка финансового состояния должна производиться и относительно поставщиков, и относительно покупателей. Это оправданно, поскольку недобросовестные компании иногда не торопятся отгружать предоплаченную продукцию или переводить денежные средства за отправленный товар.
Законодательство РФ не обязывает проверять финансовое состояние каждого контрагента при совершении сделки. Однако ни для налоговых органов, ни для судей это не имеет значения. По их мнению, перед подписанием договора компания должна убедиться, что фирма, с которой она планирует сотрудничать, имеет возможность выполнить свои обязательства.
В Налоговый кодекс РФ внесены изменения, которые вступили в действие 19 августа 2018 года. Согласно статье 54.1 с этого момента запрещено использование налоговых схем. Другими словами, теперь налоговые органы проверяют сделки на их реальность, а не на правильность их документального оформления. В случае необходимости компания должна привести доказательства того, что ее контрагент сможет выполнить взятые на себя обязательства. Сделать это можно, собрав все доступные сведения о нем.
Досье о состоянии контрагента даст возможность избежать доначислений по налогам. Если по результатам проверки у компании возникнут подозрения в благонадежности контрагента, то она может отказаться от сделки и подыскать себе более надежного партнера.
Проверка финансового состояния контрагента проводится не только с целью снижения количества споров с налоговыми органами, но и для минимизации рисков. Не редки ситуации, когда после перечисления оплаты исполнитель пропадает или выполняет свои обязательства не в полном объеме, а затем исчезает. Чтобы избежать этого, и следует собирать сведения.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Для директора компании проверка финансового состояния контрагента также имеет значение. Согласно Гражданскому кодексу РФ его действия должны быть разумными и направлены на соблюдение интересов фирмы. Он несет ответственность за полученные убытки. Судебные органы могут обязать директора компании возместить потери, если будет доказано, что они возникли в результате взаимодействия с фирмой-однодневкой.
Компания может самостоятельно проверить финансовое состояние контрагента или привлечь для этой цели специалистов. Большинство организаций предпочитают справляться собственными силами, поручая эту работу финансовой службе или менеджерам по сбыту. Ответственность за исполнение поставщиком своих обязательств в какой-то степени несет фирма-покупатель.
Услуги специализированных компаний и детективов достаточно дорогие. Однако информация о состоянии контрагента, полученная с их помощью, более полная.
Признаки ненадежного контрагента
Рассмотрим признаки, по которым можно заподозрить ненадежность контрагента. В случае обнаружения у партнера нескольких из них компании необходимо подвергнуть его более тщательной проверке.
- Фирма зарегистрирована по массовому адресу.
Массовый адрес представляет собой адрес, по которому зарегистрировано много юридических лиц. Найти представителей фирмы по такому адресу невозможно, поскольку их там нет и никогда не было. Если возникнет спорная ситуация, у компании не будет возможности связаться с партнером, нанеся визит в его офис. Массовые адреса присутствуют в каждом городе. Не стоит путать их с бизнес-центрами и промышленными предприятиями, сдающими площади в аренду. Наличие у фирмы массового адреса без других признаков не свидетельствует о ее стопроцентной недобросовестности. Возможно, она просто экономит на аренде офиса.
- Фирмой управляет массовый директор.
Массовый директор – это лицо, руководящее пятью и более юридическими лицами. Следует насторожиться, если все фирмы, возглавляемые массовым директором, имеют разные направления деятельности: от жилой застройки до реализации апельсинов.
Как правило, деятельность таких фирм фиктивна, поскольку их создание произошло с целью ухода от налогов.
- Фирма была зарегистрирована незадолго до подписания контракта.
Данный признак не является однозначным. С одной стороны, это типичная характеристика фирм-однодневок, с другой – фирма может просто являться новичком на рынке.
- Финансовое состояние фирмы является неудовлетворительным.
Финансовое состояние компании характеризуется наличием у нее прибыли или убытков. Если деятельность организации не приносит ей прибыли, то вполне возможно возникновение ситуации, в которой она не сможет своевременно оплатить отгруженный товар. При наличии у такой фирмы кредитных обязательств, она может оказаться в предбанкротном состоянии. При возбуждении процедуры банкротства шансов получить свои деньги у партнеров такой фирмы не много.
По данным статистических органов за девять месяцев 2018 года доля удовлетворенных кредиторских требований, погашенных за счет средств, вырученных за реализацию собственности должника, составила 6,8 %.
- Невозможность связаться с руководством будущего партнера.
Недобросовестные организации работают через представителей. При этом они всячески стараются скрыть сведения о реальном директоре или учредителях. Руководитель фирмы также не станет торопиться с подтверждением полномочий. Он будет применять различные отговорки. Например: забыл доверенность в машине или дома, ее испортил ребенок и т. д.
- Отсутствие сведений о фирме на сайте ФНС и в других сервисах.
На сегодняшний день сведения можно найти о любой фирме, вне зависимости от ее размера. На сайте ФНС можно сформировать выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Отсутствие информации – это повод задуматься о недобросовестности фирмы.
Оценивать добросовестность организации можно только по совокупности признаков. И чем больше их количество, тем больше шансов, что фирма относится к числу недобросовестных. Тем не менее стоит отталкиваться от характера фирмы. Так, клининговая организация может не владеть недвижимостью и дорогостоящим оборудованием только потому, что оно ей не нужно.
Как проверить финансовое состояние контрагента
Оценка финансового состояния контрагента проводится на основании бухгалтерской документации, отчетов, балансов, сведений о движении денежных ресурсов. Как правило, получить такую информацию не просто. И не потому, что она носит секретный характер. Напротив, многие сведения доступны на информационных ресурсах Росстата. Просто собирать ее необходимо из различных источников.
Для этого существуют специальные организации, которые изучают:
- открытую банковскую информацию;
- информацию, содержащуюся в бюро кредитных историй;
- информацию, содержащуюся в статистических органах, и т. д.
На сегодняшний день российские аналитики имеют доступ к достаточно полной информации о финансовом состоянии практически всех крупных и средних компаний, функционирующих в РФ.
Кроме того, существует практика обмена сведениями. Благодаря чему информацию о финансовом состоянии контрагента можно собрать достаточно быстро.
Проверка финансового состояния контрагента собственными силами не всегда оправданна. Чтобы собрать всю необходимую информацию, проанализировать ее, могут потребоваться значительные временные и финансовые затраты. Результаты такой проверки не всегда достоверны, следовательно, и доверять им весьма рискованно.
Нет однозначно правильного метода проведения расчетов. Тем не менее некоторые из бухгалтерских показателей очень информативны при определении финансового состояния контрагента. Например, уровень достаточности финансовых ресурсов.
Основным показателем является величина выручки. Имея сведения об оборачиваемости фирмы и величине среднеотраслевой рентабельности, можно сделать вывод о том, в каком состоянии она на самом деле находится.
Следующий, но не менее важный показатель, это прибыль. Постоянное ее отсутствие должно настораживать. Целью любого бизнеса является получение прибыли. Следовательно, ее отсутствие означает или то, что у фирмы имеется дефицит собственных средств, или то, что ее создание происходило не с целью ведения легальной экономической деятельности.
Обратив внимание на структуру и размер активов организации, можно сделать вывод о правильности использования ее ресурсов. Рассмотрим среднестатистическую торговую сеть. Она должна иметь достаточно высокий показатель оборотных средств. При этом основных средств будет не много.
У организации, занимающейся производством продукции, должна быть противоположная ситуация: большое количество основных средств и дефицит оборотных.
Не стоит игнорировать и отраслевую специфику фирмы, а также распределение основных фондов, исходя из ее специализации. Если у компании наблюдается большое количество собственности, не приносящей дохода, это свидетельствует о неэффективности ее менеджмента и неудовлетворительном финансовом состоянии.
О плохом финансовом состоянии контрагента может свидетельствовать значительный оборот компании, проведение непрофильных операций при небольшом количестве собственности.
Проверка финансового состояния контрагента проводится не только аналитическими методами, но и математическими. Такие расчеты наглядно демонстрируют, хватает ли организации средств и насколько эффективно она может их привлекать.
Аналитики используют термин «финансовая устойчивость компании». Она определяется несколькими математическими коэффициентами.
Для ведения бизнеса зачастую используются и собственные средства фирмы, и привлеченные. И это нормально. Проанализировав соотношение между собственными и заемными средствами, а также возможность маневрировать между ними, можно сделать вывод о финансовом состоянии фирмы.
Рассчитать степень финансовой устойчивости контрагента можно с помощью следующих коэффициентов:
- долгосрочная финансовая независимость;
- маневренность собственного капитала.
Долгосрочная финансовая независимость рассчитывается по формуле:
где
Ск – число собственных источников финансирования. Они формируются сложением прибыли, собственного капитала, кредиторской задолженности и т. д.;
Зкд – долгосрочные заемные средства. Они формируются путем сложения долгосрочных кредитных обязательств, отсроченных налогов, облигаций, векселей и т. д.;
А – стоимостная оценка совокупности активов.
Если коэффициент приближен к единице, это свидетельствует о сбалансированном финансовом состоянии компании.
Если же он намного ниже, то необходимо сопоставить недостающую величину и ликвидные активы фирмы. Ликвидными считаются те активы организации, которые она может легко и быстро продать, не нанеся ущерба своей дальнейшей деятельности. Чаще всего это запасы готовой продукции или дебиторская задолженность. Если эти показатели сопоставимы, то компания имеет нормальное финансовое состояние.
Большая разница между показателями свидетельствует о необходимости привлечения дополнительных источников финансирования. При их отсутствии произойдет утеря основных фондов, дефицит оборотных средств. Компания в этом случае может обанкротиться.
Маневренность собственного капитала определяется по формуле:
где
Ав – внеоборотные активы. Они формируются сложением величины основных фонды, НМА, долгосрочных финансовых вложений и т. д.
Формула наглядно демонстрирует размер собственных оборотных активов и их долю в собственном капитале. Значение Км можно сравнить со средними по отрасли показателями, поскольку степень их достаточности для каждой отрасли различна. Соответствие среднеотраслевого показателя и Км свидетельствует о достаточности имеющегося финансирования. В противном случае можно делать вывод о ненадежности финансового состояния контрагента.
При определении благонадежности партнера разумно использовать несколько методов и алгоритмов, с помощью которых осуществляется оценка финансового состояния контрагента. Это позволит получить не только самую полную картину, но и более достоверные сведения.
Компания "Деловые партнеры". Аутсорсинг бухгалтерских услуг:
Получить расчетэкономии