В этой статье вы узнаете, какие задачи выполняет бухгалтер в бизнесе. Какие виды бухгалтеров бывают и как выбрать оптимального бухгалтера для своего бизнеса.
Ответственность
По законодательству (налоговому / административному / уголовному) конечная ответственность за правильность бухучета и уплату налогов лежит на генеральном директоре. Например, в декларациях даже не предусмотрено место для подписи главбуха.
Если бухгалтер допустит ошибку, в ответ на что ИФНС наложит санкции, штрафы и пр., взыскать ущерб со штатного (и уж тем более с приходящего) бухгалтера будет очень сложно. Можно попытаться сделать это в случае, если с бухгалтером подписан хорошо проработанный Трудовой Договор, и если бухгалтер имеет право подписи на всех платежных документах и на сдаваемой отчетности.
Кто может вести бухгалтерию вашего бизнеса?
Первый вариант – вы сами. Индивидуальный предприниматель, собственник бизнеса. И в этом первая ошибка. Во-первых, вы потратите время, чтобы разобраться в самом учете и ПО, хотя бы на начальном уровне. Во-вторых, вы можете допустить ошибки, что потребует времени на исправление и денег на возможные санкции.
Второй вариант – онлайн-сервис / облачный сервис. Отдельный софт или предложение от банков. Вариант подойдет бизнесам с простыми и стандартными операциями и простым учетом. Вы будете получать правильный расчет налогов за небольшую и фиксированную стоимость, может даже и бесплатно. Плюсы – в низкой стоимости, надежности, скорости. Минусы – при появлении новых более сложных операций, которые будут требовать более сложного учета, расходы на онлайн-сервис вырастут значительно, при этом индивидуальной работы с вами проводиться не будет.
Третий вариант – частный бухгалтер на удаленке / приходящий бухгалтер. Вы можете найти бухгалтера, который подрабатывает на дому. Вы предоставляете доступ к базе, делегируете ведение бухгалтерии и расчет налогов. Плюсы у этого варианта – низкая стоимость при среднем по сложности учете, возможность найти хорошего специалиста. Минусы – непостоянство, отсутствие финансовой ответственности, риски. Мы не раз сталкивались со случаями, когда подобные бухгалтеры пропадали, забрав с собой компьютер и базу. Также знаем о случаях, когда частный бухгалтер завышал сумму налогов к уплате, а излишки брал к себе в карман. При этом, подобная практика могла продолжаться в течение нескольких лет, а собственник бизнеса и не догадывался.
Бухгалтер может даже шантажировать вас, чтобы вы смогли получить бухгалтерскую базу. Придется пойти на компромиссные условия, чтобы вернуть хоть что-то, поскольку получить такую базу другим путем не представляется возможным.
Четвертый вариант – бухгалтер в штате. Хороший и надежный вариант, ваш бухгалтер всегда на месте. Вы можете нанять отличного специалиста или целый отдел за приемлемые деньги. И такой вариант действительно подходит многим компаниям. Также такой специалист будет надежнее, чем удаленный бухгалтер.
Какие у этого варианта минусы.
Первое – не оптимальные и даже повышенные расходы. Вам необходимо содержать его как сотрудника, уплачивая все социальные налоги; подготовить и обслуживать рабочее место. Также не факт, что ваш штатный бухгалтер будет всегда загружен на 100%, а деньги вы платите всегда одинаковые. Наоборот, в некоторые месяцы загрузка бухгалтера будет очень высокая и при таком ритме возможны ошибки.
Второе – если вы не являетесь экспертом в бухгалтерском и налоговом учете, то и в момент приема на работу, и в процессе дальнейшей работы вам будет трудно оценить профессиональный уровень бухгалтера. А о проблемах узнаете уже по факту, когда компания «взята на карандаш» в ИФНС. Также может быть ситуация, когда у вас появились новые операции и они требуют учета, а бухгалтер не имеет квалификации. И вам придется искать нового, более умелого специалиста.
Третье. При таком уровне развития бизнеса вам необходимо будет вести кадровый учет. И скорее всего это будет возложено на вашего бухгалтера, который не является юристом в области трудового права. И тут несколько вариантов: либо он будет делать ошибки в учете, что может привести к проверкам и серьезным штрафам, либо он будет тратить очень много времени на кадровое делопроизводство и по сути разрываться между бухгалтерией и кадрами.
Пятый вариант – компания по аутсорсингу бухгалтерии. Скажем сразу, что такой вариант не подойдет небольшим бизнесам, так как стоимость услуг в большинстве случаев будет дороже, чем в первых трех вариантах.
Какие у этого варианта плюсы:
- специалисты узкого профиля под разные задачи; бухгалтерию ведет бухгалтер, кадровый учет – юрист, а, например, импортно-экспортные операции – специалист по валютным сделкам;
- средняя стоимость услуг; стоимость варьируется в зависимости от количества задач на данный момент;
- работа компании регламентируется договором; юридическое лицо несет ответственность в соответствии с гражданским кодексом; также некоторые компании гарантируют компенсацию ошибок и штрафов.
Минусы:
- возможность нарваться на некачественную компанию;
- высокая стоимость услуг, сопоставимая с содержанием бухгалтера в штате.
Профессиональный совет
- вести бухгалтерию нужно; это дешевле и проще, чем не вести и что-то придумывать в ответ на запросы органов; учтите, что практика проводить восстановление бухгалтерии раз в 3 года, а в остальное время вообще не вести учет, сейчас не работает;
- проверяйте и тестируйте бухгалтера на уровень профессиональных навыков;
- пользуйтесь рекомендациями знакомых).
Получить расчетэкономии